В Фанских горах
В горах
    Билет на обратную дорогу из Душанбе у нас был куплен на 26 августа. А 20 вертолёт, сделав несколько рейсов, эвакуировал весь лагерь, и к вечеру мы оказались в гостинице. Люда и Виктор поменяли свои билеты на 21, а я решил продолжить своё знакомство с Таджикистаном. Я в первый раз был в этой стране, и хотел побывать ещё в каких-нибудь интересных местах. Наш старший гид, Евгений Лоренц, хорошо знающий Памир, мне посоветовал побывать в Фанских горах, а именно в альплагере «Вертикаль» у Алаудинских озёр. Он много рассказывал о горах и перевалах, на которые там можно сходить, но для меня на поляне Москвина они были пустым звуком. Вспоминался Юрий Визбор, он там сердце оставил, Юрий Лябин, он рассказывал мне об этих горах на Иныльчеке и тоже рекомендовал там побывать. Ильяс Тухватуллин собирался идти в этот район в поход в начале сентября. Всё показывало, что лучшего места для продолжения отдыха в Таджикистане не найти. Со мной согласился поехать Сергей Пензов, у него также билеты были взяты на 26 августа.
    На следующий день нам уехать не удалось. Были дела в офисе, и вечером принимающая нас фирма давала банкет по случаю окончания сезона.
    Выехали на следующий день и за 4 часа добрались на джипе до лагеря. По пути мы отметили особую достопримечательность этой дороги – пятикилометровый туннель, построенный иранской фирмой. Мы его проехали в обе стороны и остались живы. Эти 5 километров мы ехали полчаса, в полной темноте, иногда проваливаясь в ямы, залитые водой и задыхаясь от выхлопных газов. Водитель заметил, что зимой, туннель превращается в каток и проезд ещё более усложняется. На обратном пути в середине туннеля мы объехали стоявшие сломанные «Жигули» первых моделей. Наш водитель даже не остановился узнать, что случилось. Как выжили эти ребята, мы не знаем.
    Люда послала сообщение на спутниковый телефон о нашем приезде. И в лагере нас ждали. Правда, из персонала остался только руководящий состав, но на довольствие нас поставили. Альпинистский сезон закончился и в домиках кроме нас никто не жил. Группа украинских альпинистов устроила свой базовый лагерь в палатках. Большинство из них были в эти дни на восхождении.
    Руфина Григорьевна Арефьева, вдохновитель и организатор лагеря, фестивалей и чемпионатов по альпинизму, оказалась очень внимательным человеком и благодаря её заботам мы не испытывали никаких неудобств и проблем. Под стать хозяйке был подобран и весь небольшой, но дружный коллектив. Не думаю, что эта внимательность была какая-то особая к нашим персонам. В отличие от лагеря на поляне Москвина, здесь весь персонал сами альпинисты с большим опытом и поэтому нужды и интересы гостей им не безразличны.

Лагерь расположен в живописном ущелье на берегу горной речки.
Огромные валуны, разбросанные по территории как бы подчёркивают особенность этого места. Кастанеда по таким признакам определял «Место силы». Для нашей реабилитации после безжизненных ледников лучшего места было не найти.

Два валуна в центре лагеря «заняты» Визбором. Здесь несколько лет назад проходил фестиваль памяти великого барда.

Скромности гостей лагеря приходится только удивляться. Ни на одном из валунов я не заметил надписей типа «Киса и Ося…». На заднем плане «валуны» покрупнее: вершины Адамташ и Мирали.

Стены столовой, построенные из камней, сохраняют прохладу в жаркий летний день. Наши трапезы походили на застолья в средневековом замке. Мне особенно интересно было слушать воспоминания о днях минувших.

В первый же день мы успели сбегать к Алаудинским озёрам, искупаться в них и убедиться в их непревзойдённой прозрачности и  в ледяной температуре. Как отличаются речки и озера в этих местах от мутных ручьёв на поляне Москвина!

Правда, пить нам из них аборигены не рекомендовали. Пили мы воду из этого небольшого озерца под названием «Пиала», образованного из горного потока, буквально из под камней текущего со склона горы «Политехник».

Конечно, это не суровые снежные семитысячники, но красота и какая-то особая подчёркнутость и чёткость вершин всё время притягивает взгляд

На переднем плане Чапдара, сзади виднеется Бодхана.

После прогулки хорошо развалиться на дастархане и попить чая. Только чая.

Ещё один день мы посвятили подъёму на перевал Лаудан, откуда открывается великолепный вид на Куликалонские озёра. На перевале

Жаль, немного было у нас времени. В другой раз обязательно надо будет спуститься к озёрам и пожить на их берегах. Говорят, вода в них теплее, чем в Алаудинских, можно купаться и даже половить рыбу.