Дела для бездельников

В лесах, горах, на море и под водой

Previous Entry Share Next Entry
Из Англии в Африку
Портрет
shchsg

3 августа пятница

Идём вдоль берегов Испании. Пересекли Бискайский залив.

Хотели сегодня остановиться на отдых в небольшом городке, но сильный ветер дул с берега, и мы простояли на месте 3 часа и отправились дальше. Через 60 миль уже будет Португалия.

В Пензансе мы всё-таки дождались попутного ветра и получили хороший прогноз на ближайшие 5 дней. Он сбылся и 400 миль до побережья Испании мы прошли на одном дыхании, даже не устали, волны сильной не было, и каждый день умудрялись готовить суп.

Плавание не составляло никакого труда. Автопилот исправно работал как под двигателем, так и при установленных парусах, даже в фордевинд. Вахты несли как попало. Кто хотел, лежал на палубе днём под солнцем или ночью любовался полной луной и играми дельфинов.

Запомнились 2 события, которые нас развлекли.



Это довольно игривая стая дельфинов. Они так резвились у форштевня, что позволяли Юре, лежащему на палубе дотрагиваться до них рукой, или это они просто подставляли свои плавники.

А через некоторое время мы чуть не наехали на китов. Они пересекали наш курс и казалось нас не замечали. Когда мы к ним приблизились, они легко поднырнули под нашу яхту и опять легли на поверхности. Я за видеокамерой сбегать не успел. Их было двое. Хотя они были и небольшого размера, я вспомнил, что многие путешественники опасались ночью наехать на спящего кита. Теперь осталось увидеть летающих рыбок, и программа минимум по зоологии океана была бы выполнена.

При подходе к Виго видели морских черепах, правда, не океанских. Так что коллекция морских трофеев пополнилась и черепахами.

4 августа суббота

Жара в Виго. В порту с утра большие очереди из горожан на паромы, которые отвозят людей на острова подальше от города.

Вчера прогулялись по вечернему городу. Свой южный колорит.

Дома обязательно с балкончиками в каждом окне. То есть, окон совсем нет, есть только двери с балконами. В центре много полуразвалившихся лачуг. Даже напоминает слегка Гавану. Правда, Гавана столица и как развалины и трущобы большего размера.

Здесь чувствуется провинция по небольшому количеству туристов (японских пока не видели). Английский плохо знают даже в марине, не говоря уже о ресторанах и магазинах.

Народ не очень приветливый, мало кто приветствует, даже в марине.

Но порадовали мальчишки, которые поздно вечером на одной из небольших центральных площадей, где в основном расположены маленькие открытые кафе, гоняли поздно вечером в футбол. Никакой агрессии, старший довольно манерно, судейскими жестами поучал младших правилам хорошего тона на поле. Большинство окон первых этажей были за решётками. Площадь представляла из себя, как нам показалось, театральную декорацию ( что-то из Ромео и Джульетты). Мы ели мороженое.

В порту шёл концерт рок-музыки. Вход 10 евро. Класс игры не высок. Хотелось заплатить, чтобы играть перестали.

Но ночью спалось хорошо.

5 августа воскресенье

Вчера утром побегал по новым районам Виго. Есть свои небольшие стоянки для катеров, довольно уютные, и даже на скалистом берегу находится место для купален. Построены площадки с навесами для мини-футбола.

После обеда поехали на автобусе на городской пляж Самил. Тянется вдоль побережья на несколько километров. Много народа. Играют в футбол, есть теннисные площадки. Напоминает Сестрорецкий курорт. По количеству людей. Правда, здесь построены душевые, много различных ресторанчиков и кафе. Есть даже свой рынок. Большинство людей приезжает на своих машинах и соответственно построены стоянки для них.

Сегодня в Виго большой религиозный праздник. Ещё вчера в субботу поздно вечером заметили необычно большое скопление людей около костёла.

Зашли. Увидели внутри людей, стоящих в очереди к распятию, которое лежало в центре зала. Христос в натуральную величину. Очередь чтобы приложиться к его стопам.

На следующий день с самого утра я увидел празднично одетых людей с длинными свечками в руках, которые, не спеша, шли по одному маршруту.

К вечеру количество людей умножилось и перешло в торжественную процессию. Мы присоединились к ней. Интересно было проверить свои предположения. Куда движется процессия. Не надо было быть семи пядей во лбу. Дорога приводила к храму.

В этот день трудно было купить продуктов, но один таксист показал нам работающий магазин, и вечером мы отправились в путь.

8 августа вторник

Мы в Португалии. Сильный попутный ветер занёс нас в небольшой портовый городок Пениче.

По прогнозу был северный ветер 32 км/час. Волна 2-3 метра. И так 3 дня подряд. Не предвещало ничего плохого кроме бортовой качки на фордевинде. С таким курсом и ветром Эрик вполне раньше справлялся. Вышли в ночь с отливом. Когда вышли из залива Виго, парус уже ставили с 2 рифами. Штормовой стаксель не поставили. И с попутным ветром пошли на юг. Циклон, на хвосте которого мы находились, штормил где-то на северо-западе Атлантики, а мы уходили на юг. К утру раздуло так, что Эрик уже не справлялся с отруливанием каждой большой волны, и пришлось вести яхту вручную. Ветер с завидным постоянством дул в одном направлении. Барограф писал, да и сейчас пишет ровно.

Днём можно было видеть набегающую сзади волну и через несколько минут вахты привыкаешь к ветру и волнам, рулить можно.

Ночью сложнее. Волны можно только слушать и чувствовать порыв ветра, за которым следуют более высокие волны. Надо быть настороже. Если слышишь как справа или слева свёртывается в барашек волна, значит следующий вал будет наш.

Штормовые вахты у нас менялись каждые 2 часа.

Моя очередная вахта была с 0 часов. Уже стемнело.

В такое волнение мы выходим в кокпит в страховочной сбруе и в первую очередь пристёгиваемся к страховочному тросу. Шли правым галсом, и я расположился на наветренном борту.

Ночью волны и ветер кажутся больше и сильнее. В какое-то мгновение мне впервые стало страшно. Надо одновременно следить и за курсом и за ветром и волнами. Впервые я почувствовал помощь путеводной звезды. Заметил наиболее яркую звездочку справа от мачты, и, когда она скрывалась за парусом, старался отруливать так, чтобы она появилась снова. Можно было одновременно контролировать и курс и ветер.

Так прошёл час. Я решил поменять своё положение в кокопите – пересесть на подветренный борт. Днём было интересно наблюдать, как накатывают волны, и, двигая румпель от себя, подставлять волне корму и потом по волне сваливаться вниз. Первое время мне это удавалось и ночью.

Но свои силы я переоценил и успокоился раньше времени. У меня так часто бывает. Как только что-то начинает получаться, и я думаю, что вот оно – я научился, как происходит событие, которое напоминает мне о том, кто есть кто.

Я прозевал очередную или внеочередную волну. Яхту сильно накренило и меня откинуло вниз кокпита, я видимо ещё держался за румпель, потянул его за собой, и яхту ещё больше привело. Следующая волна уже накрыла меня с головой. Хорошо, что моя самостраховка была пристёгнута с наветренного борта, и меня не смыло за борт. Крен -90 градусов? Руль я на какое-то время выпустил, и когда яхта встала на ровный киль, грот полоскал, но ход кое- какой был и я успел до следующих больших волн встать на курс.

Остаток вахты сидел уже на наветренном борту и весь с головы до ног мокрый.

Что происходило внутри яхты, я услышал позже.

Во-первых, открылся холодильник (он у нас с вертикальной загрузкой и крышка не закрывается). Всё его содержимое полетело на другой борт. А на другом борту –штурманский столик. Йогурты, сыр, колбаса. Чайник с плиты. Всего не перечислить.

Первой жертвой стал компьютер, в его монитор попало что-то из холодильника. Пострадал Виктор. С противоположного борта полетели: рюкзаки с фотоаппаратами, апельсины, яблоки, но самое опасное мой штатив. И всё это на его койку. Обошлось лёгкими царапинами.

Что чувствовали при этом другие члены команды мне самому не описать.

Летел и мой компьютер, но он остался жив.

От следующей вахты меня отстранили, как несправившегося.

В Пениче пришли рано утром. В Португалии мы впервые. Виза кончилась, и, если в Виго мы ограничились записью наших паспортных данных в марине, то здесь нас нашла иммиграционная служба и со всей строгостью указала на нежелательность нашего здесь присутствия. Выход в город не разрешён. Но, за нами никто не следил, и мы смогли взять такси и съездить посмотреть на скалистое побережье и сходить вечером в ресторан. Русские в этом маленьком городке редкие гости, тем удивительнее было узнать, что в этом ресторане работают официантами двое ребят с Украины и одна девушка из Омска. Они нас приняли за команду с коммерческого судна и тоже были удивлены, узнав, что мы путешествуем на яхте.

Опять же не пожалел, что судьба (или ветер) занесла нас на этот край Европы. Самая западная точка. Почти.

Побережье очень живописное. Ветер и океанская волна на обрывистых берегах везде делает причудливые формы из скал.

Видел, как и в Новой Зеландии, скалы-блины. Есть, как и в Австралии, одиночные скалы, торчащие из воды. Хоть и не 12 апостолов, но пара есть. Смотреть как прибойная волна бьётся о скалы и с пеной взлетает на 20 метров можно долго. Рыбаки, стоящие на высоком берегу со спинингами, хорошо дополняют эту морскую картину

13 августа понедельник

Вчера мы пришли в Танжер, Марокко. Переход из Пениче (350 миль) был не сложным, с попутным ветерком.

Несколько интересных событий скрасили немного однообразное плавание. Во-первых, при выходе из Пениче мы наблюдали миграцию крабов. Огромное количество плыло на поверхности в направлении берега. Виталику не составляло большого труда сачком вылавливать их на ходу. При ближайшем рассмотрении Юра заметил, что на их задних конечностях есть что-то наподобие ласт. Впервые я видел плавающих крабов, причём так далеко от берега.

Закрыл вопрос с летающими рыбками. Видел. Одну. Летают. Но низенько и недалече. Даже умудряются изменять направление полёта при встрече с волнами.

Доставила неприятность бортовая качка при несильном ветре и умеренной волне при подходе к Марокко. Галфинд хорош, но не при таких условиях, скорость маловата.

В Гибралтаре видели эскадру военных кораблей, шли воевать, может быть в Ирак. Надо посмотреть телевизор. Над нами покружил их вертолёт. Борис с ним обменялся приветствиями.

Я забыл рассказать, как светится по ночам планктон. Начали мы наблюдать это явление ещё в Ла-Манше. Несколько раз я наблюдал в большей или меньшей степени во время ночных вахт, но в Атлантике Борис видел самый интересный эффект. Ночью нас «атаковали» дельфины-баскервилей. Две светящиеся полосы приближались, то исчезая, то появляясь, то пролетая над поверхностью моря, и прошли прямо под яхтой. Зрелище было впечатляющее. Но я в это время спал.

Береговая охрана Марокко нас встретила не понятно, заставив продвигаться к Танжеру по кривой, причём пообщаться на нашем чистейшем английском нам не удалось. Кое-как объяснялись знаками. Не морского свода сигналов. Похоже, они хотели отправить нас дальше, в Гибралтар.

Более дружелюбно были встречены местными рыбаками. Они метали сети. Обменялись приветствиями.

Когда пришвартовались в Танжере, стало понятно, почему пограничники хотели отправить нас дальше. Порт в Танжере рыбацкий и стояночных мест для туристов нет, и оставлять яхту среди рыбацких лодок не хотелось.

В английском альманахе о Танжере написано как о порте с большими бюрократическими формальностями. Не обманули. Паспорта наши забрали, взамен выдали какие-то бумажки и сказали, что паспорта мы теперь получим только при выходе из Танжера.

В Танжер ходят паромы из Испании. Много туристов у причалов, но в городе их не было видно, и я не заметил чтобы, магазины, кафе или рестораны были ориентированы на туристов.

Вечером, прогуливались по набережной, мы увидели толпу людей на берегу моря. Подойдя поближе, я понял, что здесь произошёл какой-то инцидент. Мы постарались по быстрее уйти, но оказались недалеко от разгорячённой толпы. Юру даже пытались остановить за руку. Уже стемнело, и я заметил, что мы находимся одни среди местных жителей. Почувствовал себя некомфортно. Хотя молодёжь здесь спиртных напитков и даже пива не употребляет.

Не то, что в Виго. Всю ночь молодёжь веселилась на дискотеке, потом гуляла по набережной, но никакой агрессии не чувствовалось, бутылки валялись и стояли недопитые на газонах и парапетах, а к утру всё приводилось в порядок.

Запомнились еще труженики после трудового дня сидящие рядками на стульях вдоль улицы, попивающие какой-то напиток, похожий на кофе с молоком и глазеющие на прохожих. Тружениц среди них не замечалось. Особенная, отличная от лондонской культура вечернего отдыха.

Вечером мы забрали паспорта, чтобы купить билеты на самолёт, но с утра нам это сделать не удалось. Нас попросили уйти из порта, потому что уже иммиграционные власти сделали в наших паспортах отметку о выходе. Так что бюрократия, она и в Африке бюрократия.

14 августа

Отправились в Средиземное море. По альманаху в 10 милях от входа в Гибралтар есть марина Smir. На 450 парковочных мест.

Плавание по Гибралтару с попутным ветром - сплошное удовольствие. Трижды наблюдали полосы волн шириной около 300 метров, образующихся при встречных течениях и ветрах. Течения здесь сильные, но мы уже к ним привыкли, и скорость в 3 узла при попутном ветре и включённом двигателе уже нас не удивляла. Зато во второй половине пролива неслись под парусами 7 узлов. После поворота за мыс Сеута в Средиземном море ветер начал с нами играть, меняя направление и силу каждые 15 минут, и пришлось 10 миль держать шкоты на руках, чтобы вовремя можно было потравить при порывах. Так и влетели в марину, проскочив по обычаю встречающих нас мастеров.

Marina Smir. Здесь Европа. Курорт, построенный в традициях средиземноморья. Формальности были быстро улажены. Паспорта на руках.

На следующий день договорились о подъёме яхты. Дело оказалось нетрудным, но, к сожалению, на зиму здесь все места зарезервированы. О стоянке надо договариваться заранее. Стоянка с подъёмом и спуском на воду – 1090 евро за 2 месяца. На воде 20 евро в сутки.

За билетами нам пришлось ехать на такси в город Тетуан. Побегали пока нашли агентство (Марко Поло), где с трудом купили билеты. Сейчас курортный сезон и до Европы добраться непросто. Получился незапланированный отдых в курортном месте.

Меня пляжная жизнь не привлекает, и, казалось, что будет днём скучновато, но так получалось, что всегда находились какие-нибудь мелкие дела, и время протекло быстро и не заметно. Надо после похода привести всё в порядок. Вечером заплыв по Средиземному морю. В первый день непривычно солёная вода разъёдала глаза. Ветер дул с берега, и вода была прохладной. Плыть было приятно, но всё время приходилось поглядывать на носящихся здесь же мотобайкеров.

Хотел взять в прокат машину. Пожалуйста, 60 евро в день, но сдать её в Касабланке, оттуда у нас должен был быть вылет (это примерно 400 км от марины Смир) нельзя. Пришлось заказывать такси, микроавтобус -350 евро. Знакомство с пустыней пришлось отложить. Дорога до Касы, как здесь сокращённо называют Касабланку, мне не показалось интересной. В знойный африканский день, с бесцветным небом пейзажи за окном казались унылыми.

Бросались в глаза полиэтиленовые пакеты, разбросанные по полям около посёлков и приличное количество теплиц, где выращивают бананы. Марокко довольно развитая аграрная страна, и здесь не видно той нищеты, которую можно увидеть в Египте.

Вот что умеют местные крестьяне так это выращивать персики, апельсины, арбузы и дыни. Вкус исключительный. Спелый.

Может, к концу поездки моё перо уже затупилось. События кажутся не такими значительными, а может это просто расслабляюще действует южное солнце и сегодняшняя сиеста похожа на вчерашнюю, а завтрашняя будет похожа на позавчерашнюю.

Лень до того захватывает, что даже нет сил пройтись по сувенирным магазинам. Впрочем, когда силы нашлись, творчество местных мастеров не вдохновило на покупки.

Достойны уважения восточные женщины, которые героически несут традиционные одежды в такую жару, купаются, не раздеваясь, и даже бегают трусцой по утрам чуть ли не в парандже.

Дискотеки в этих местах начинаются после двенадцати и заканчиваются на рассвете. Пока аллах не видит. Каждый день (нашего присутствия).

Вообще Средиземное море показалось каким-то домашним, много яхт заходит в марину только переночевать и на следующее утро отправляются дальше. Русских здесь встретили один раз. Из Ялты.

Теперь хочется подвести короткие итоги.

Хотя я писал раньше о недоверии к самодельным яхтам, мы дошли до Марокко без поломок, о которых я много читал и в нашей и в зарубежной литературе. Они мне представлялись обязательными атрибутами любого путешествия. А что яхта не так ходко бежит, как хотелось бы, это, видимо удел каждого неблагодарного яхтсмена и это стимул к дальнейшему совершенствованию. Спасибо «Андромеде» не подвела.

Отдельной благодарности заслуживает наш экипаж.

Высокий спортивный результат был достигнут благодаря лучшим и вопреки худшим качествам каждого члена команды.

Яхта в Марокко и стоит на кильблоке. Спасибо капитану и помощнику.

Все живы и здоровы спасибо коку.

Паруса и такелаж целы спасибо боцману и матросу.

За попутный ветер во второй половине путешествия отдельное спасибо всем, кто поддерживал нас и молился за нас.

Ещё хочется от имени владельца яхты Васильева Виталия пригласить всех кто любит путешествия и море, поучаствовать в продолжение проекта «На «Андромеде» вокруг света».

Пишите: vassiljev@onego.ru

Команда:

Дмитриев Виктор – капитан,

Васильев Виталий - помощник,

Щеколдин Сергей – боцман,

Чикалов Борис – повар,

Полетаев Юрий – матрос.

Одна статистика

Средний возраст команды 50 лет.

Старт 17 мая, финиш 14 августа.

Пройдено 3500 миль.

Океаны: Атлантический.

Моря: Балтийское, Северное, Ирландское, Кельтское, Средиземное.

Проливы: Ла-Манш, Зунд, Каттегат, Скагеррак, Северный, Святого Джорджа, Бристоль

.Каналы: Североморский (Nordzee), Кильский, Каледонский.

Страны: Франция, Англия, Голландия, Германия, Дания, Норвегия, Шотландия, Северная Ирландия, Ирландия, Испания, Португалия, Марокко.

Города: Сан Мало, Джерси, Рамсгейт, Куинсборо, Лондон, Амстердам, Киль, Копенгагаен, Кристиансан, Фарсунд, Брейдавик, Ставангер, Берген, Инвернесс, Обан, Тарретс, Дублин, Пензанс, Виго, Пениче, Танжер, Смир.

Реки: Темза, Эльба, Несс




?

Log in