Дневник перехода. Часть 2
В море

6 декабря

День сегодня выдался богатый на события.
    Вчера был двадцать первый день, как Андрей, Александр и Олег находятся в походе. Есть поверье, что именно в этот день случаются всякие раздоры в команде. По этому случаю было отпущено много шуток и различных приколов. Но никого таким образом рассорить не удалось, и попытки это сделать продолжаются до сих пор.
    Команда у нас подобралась дружная.
    После не большой позитивной информации можно рассказать об ужасах нашего перехода. Он ещё далёк от завершения, но трудности, большинство которых мы создаём себе сами, мы начали преодолевать сегодня на ночной вахте.

Пассат дул с силой 20-25 узлов. И шкот стакселя, который стоял на «бабочке», оборвался в районе крепления в клюве спинакер-гика. Дело житейское. Несколько раз в моей практике случалось так, что раскрывался карабин на шкотах, но ещё ни разу мне не приходилось так долго идти одним галсом, неся стаксель на «бабочке», закреплённым на спинакер-гике. По-видимому он перетёрся в клюве гика.
     Дело было ночью. И хорошо бы отложить подвиги по установке нового шкота, но не хотелось терять скорости, и спортивный азарт в этот раз победил чувство осторожности. Завели новый шкот, но спинакер-гик не хотел опускаться по ползуну. Он и до этого немного подклинивал, так что нам пришлось заводить верёвку, чтобы можно было приложить усилие для его спуска. В этот раз мы приложили такое усилие, что обломали кронштейн ползуна на его пятке. Освободившийся гик повис на топенанте, болтаясь на волне. Всё обошлось благополучно. Никого он не задел и парус не порвал.

7 декабря

Сегодня я выспался за ночь. Никого на ночных вахтах не подменял.
    Первая за этот переход Долфин фиш. Фото. Миша привёз горчицу «Васаби» и теперь у нас на яхте почти «Сашими-бар».
    Пассат стал постепенно ослабевать и становится нам сильно попутным. Без спинакер-гика надо определить с какими парусами лучше идти. Провели ходовые испытания. Последнее место занял стаксель, хлопающий на волне. На втором месте Грот со стакселем в бакштаг. Победил просто грот. Медленнее, но по курсу.
    Олег регулярно осматривает такелаж, и как-то подобрал у мачты два штифта. Сегодня, когда убирали грот, выяснилось, что это выпал штифт верхнего ползуна. Поставили на место. Кроме этого вызвал подозрение палец вертлюга пятки гика. Там же несколько недель назад была обнаружена разломанная на две части самодельная полиуритановая шайба. Она поддерживала кардан вертлюга. Теперь он просел, и кардан гика тёрся о мачтовый кронштейн. Сам палец контрился от выпадания шплинтом, мне показавшимся ненадёжным. На сильном ветру кардан скрипел и в каюте его скрип постоянно напоминал мне о неполадке.
    Сегодня мы выделили среди наших продуктов особо нежные и скоропортящиеся продукты. Я их назвал наши красные, жёлтые и зелёные друзья. Бананов мы взяли спелых целую коробку, а ветвь зелёных расположили в кокпите. Для яблок (зелёные друзья), апельсин(красные) и овощей были куплены пластиковые коробки. Их принайтовали верёвкой в салоне, чтобы они как-то дышали. Много шуток было отпущено по поводу того, чтобы каждый вносил посильную лепту в оказании им «помощи». «Не дать загнить» - под таким девизом проходит наше плавание.
    За сутки прошли 140 миль.

8 декабря

Ночью ветер стих. Зашёл в Интернет и взял прогноз на неделю.
    Ветра до 11 декабря будут дуть слабые и умеренные. В предыдущем большом файле, который  я брал в Минделу, более сильные ветра после 8 декабря были на севере, в хвосте, образовавшегося там циклона.
    Сейчас всё изменилось. Дождались восхода солнца и поставили геннакер. Теперь нам надо держать скорость и идти галсом, наиболее выгодным к генеральному курсу. Во всём районе плавания будет дуть ветер одной силы и направления. Если верить GRIBу.
Прошли полпути.
    Ветер ослаб, и мы решили убрать грот и идти под одним геннакером. Парус лучше работает, и идём ближе к генеральному курсу.

9 декабря

Ветер слабый.
    Поупражнялись с утра с парусами. Потом несколько часов прошли под двигателем с немного раскрученным стакселем.
    Второй раз упражнялся в определении места по положению солнца в полдень. В первый раз ошибка получилась 8 миль, сегодня 17. Для океана вполне достаточная точность. У меня ещё нет навыка быстро и точно «сажать» солнце на горизонт. В этом деле у нас непревзойдённый мастер Андрей. Ночью, сидя на релинге ему удалось посадить на горизонт Луну.

10 декабря

В первую ночную вахту мы спокойно шли под геннакером. Лунная ночь. Интересно было наблюдать, как образовываются и исчезают на глазах облака.
    Так вот и образовалась на глазах вытянутая на несколько миль низкая чёрная туча. Прогноз погоды не предвещал никаких изменений в силе и направлении ветра. Но в этом районе океана как раз и образуются осенью разрушительные ураганы, поэтому мы быстро убрали геннакер. Миша с Сашей ещё принайтовывали его к лееру, как порывы ветра стали достигать 28 узлов. Начался дождь. Раскрутили на две трети стаксель и всю ночь шли под ним. Первый шквал мы встретили успешно.
    Утром ветер стал более стабильный, силой в 20 узлов. Мы поставили зарифленный грот, и весь день шли со скоростью 6-7 узлов. За сутки прошли 140 миль.
    Рыбу перестали ловить. Мимо нас проплывают большие поляны водорослей. Они постоянно попадаются на крюк и только тормозят наше продвижение.
    Сегодня Олег написал записку с нашими координатами и своим адресом. Надеется через 30 лет получить это послание. Терпения ему и здоровья. Теперь есть, что ждать от жизни в обозримом будущем,  и на что надеяться.
    Жизнь идёт своим чередом. Вахты.

11 декабря
    Всю ночь прошли под гротом и стакселем.
К утру ветер ослаб и мы поставили геннакер. Комфортно пошли со скоростью 7 узлов. Днём втер немного усилился и приходится следить за авторулевым на порывах.
    Олег слазил на мачту, проверил крепления краспиц и затянул несколько болтов на нижних.
    Вчера из океана вытащили с блесной большую охапку водорослей. Сегодня мы с Андреем использовали их в качестве мочалки на утренней помывке.
Воды в баках у нас хватает. Посуду моем забортной. Неприятно был удивлён, что ножная помпа качает только из одного бака. А мы его уже выработали. Пройдено больше полпути, а воды ещё почти два бака.
    Заканчиваются овощи. И во время. Лучше всех хранится картофель, лук, чеснок и цукини. Из фруктов – яблоки. Бананы зреют сейчас на ветке, уложенной в кокпите. Для лучшего хранения овощей и фруктов мы на Тенерифе купили ящики, чтобы они немного дышали. Каждый день приходится их перебирать.
   Кормят нас здесь хорошо. Вот примерное меню:
На завтрак:
Йогрурт, яйцо, сваренное всмятку.
Каша (овсяная, гречневая, рис)

Обед:
Зелёный салат, уха, грибной суп, гороховый, щи.

Ужин:
То, что осталось от обеда.

Всегда на столе: фрукты, орехи, сухофрукты, печенье.
Чай зелёный, чёрный, ромашковый.

Сегодня встретили второй шквал. Днём мне облако показалось не опасным. Для меня – да. Для геннакера слишком.
Проходя над нами оно неожиданно потемнело и ветер усилился до 25 узлов. «Ваня», наш автопилот, не справился с управлением. Пришлось Мише взять штурвал в руки. Я помогал ему на втором. Включили двигатель на полные обороты, чтобы немного снять нагрузку с паруса. Пару раз нижняя шкаторина паруса оказывалась в воде. Но он выдержал в этот раз чрезмерную для него нагрузку. Минут пятнадцать рулили, удерживая лодку на наиболее полном курсе.

За сутки прошли 155 миль

Немного фото

Олег на каждой вахте высматривал китов. Но кашалота видел только Саша. Несколько раз нас сопровождали дельфины.

В отсутствие спинакер-гика при попутном лёгком ветре нам служил геннакер. Шли под ним более трёх суток

Когда ветер усиливался до среднего работал грот.

На пассатные облака можно смотреть бесконечно