Дела для бездельников

В лесах, горах, на море и под водой

Previous Entry Share Next Entry
Круг замкнулся
В море
shchsg
    Сегодня мы прилетели в Питер. Наш поход через Атлантику закончился.
    Теперь мы будем путешетствовать в третий раз, вспоминая события прошедших месяцев.

А пока третья часть дневниковых записей о переходе.
Предстоит ещё вспомнить, как мы были в Португалии и на Канарах и подвести итоги.


Дневник перехода. Часть 3.

 


12 декабря 

     Весь день прошёл в воспоминаниях метода определения нашего местоположения. Его предложил в 1875 году французский моряк Сент Илер. Для этого надо замерить высоту двух-трёх звёзд и иметь под рукой Астрономический ежегодник.

    Полтора года назад на курсах капитанов мне приходилось решать эту задачу. Тогда мне много раз приходилось пересчитывать решения. То знак перепутаю, то в столбик неправильно сложу пару цифр. Сейчас то же самое. Навыков такого счёта нет. Миша сделал программу на компьютере. Но хочется обойтись без всяких электронных средств.

На утренней вахте Андрей замерил высоты двух светил. Алиот – е Большой Медведицы и Спика - а Девы. К обеду я рассчитал только Алиот, много раз пересчитывая заново, хотя алгоритм решения очень простой, нужна только внимательность. После обеда к расчётам подключился Андрей, по своей специальности близкий к цифрам, и расчётный азимут и высоту Спики мы получили значительно быстрее. Отложив на листке бумаги линии положения, получили расхождение с данными GPS всего в 4 мили. Метод работает. Приятно было заниматься решением задачи не в учебных классах, а в океане.

    Мне говорили, что секстаном трудно определяться на парусной яхте. Мы сделали несколько определений по солнцу и по звёздам. Результаты нас вполне удовлетворили. Когда на утренних вахтах наблюдаем восход солнца, то определяем по времени восхода долготу, а по азимуту поправку компаса. Астрономический ежегодник приобретает рабочий вид.

    Сегодня у нас была откушена очередной, пятый за этот поход, и последний воблер. Олег пытался вытащить того зверя, но поединок был не равный. На Кабо Верде мы видели океанские спининги для ловли. Наш - детская игрушка по сравнению с ними.

    Шли ночью и полдня под одним гротом, сваливаясь на юг. Ветер очень попутный, но поставить паруса на «бабочку» без сломанного спинакер-гика мы не можем. Волна. После обеда поставили геннакер.

     Сейчас идём, посматривая на шквалистые тучки. С восходом луны будет следить за ними легче. Ветер дует 12 узлов. Скорость 5,5.

 За сутки прошли 140 миль.

  13 декабря

 

    Ночь выдалась беспокойная. Успели до шквала убрать геннакер. Поставили грот. К четырём часам ветер зашёл, поменяли галс. Хотя ветер всё время попутный, но, заходя на север или юг, не даёт нам расслабиться.

    Ветка бананов постепенно «худеет». Олег на обед приготовил бананово0молочный коктейль. А сейчас я варю компот из сухофруктов.

    Ветер дует слабый. Идём под геннакером 4-5 узлов. А завтра обещает вообще скиснуть. Не хватает нам сейчас сломанного спинакер-гика. Хорошо бы с ним шли, поставив паруса на «бабочку».

    В полдень определились по солнцу. Разница с GPS составила 5(у меня)и 12(у Андрея)миль.

    По прогнозу – завтра лёгкий ветер. Придётся идти сутки под двигателем.

 14 декабря 

     Тринадцатые сутки мы в море. И ещё ни разу мне не приходилось скучать. Ночью включили двигатель и, судя по прогнозу, будем идти так сутки.

    Вчера, размышляя  о том, как мы проведём сегодняшний день, Андрей предложил обучить нас игре в кости - Яц. Разграфил листы бумаги для нескольких партий.

    Я, предполагая, что на Мартинике, есть дайв-центры, захотел провести семинар среди Олега и Андрея и Александра об этом виде безделья.

    Не тут то было. Не успели мы позавтракать, как двигатель стал работать с перебоями. Мы только вчера переключили баки и указатель топлива показывал «полный бак». Обороты упали, увеличение подачи топлива ручкой газа не улучшило работу.

    Я заглушил двигатель. Первое, что пришло на ум – засорился топливный фильтр. Поставили геннакер. Выключили все потребители тока.

    Я полез под банку у штурманского стола, где лежат самые нужные для обихода вещи. И никаких фильтров, в том месте, где по моим представлениям они должны были быть, не обнаружил. Днём здесь довольно жарко и «не холодный» пот покрыл меня всего. Потом были поиски под всеми банками в каюте и кокпите, но самой необходимой для нас сейчас вещи так и не нашлось.

    Теперь можно рассказать о том, как я перед отходом из Лас Пальмаса на Кабо Верде не обнаружил на месте своего паспорта. Нашелся он через час. То есть его нашёл Алексей, который уже собрал свои вещи и освободил одну из полок в нашей каюте, куда я и забросил свои документы. Полтора месяца они лежали в другом месте и, перерыв все закутки в свое каюте я не удосужился заглянуть на эту полку, обычно занятую Лёшиными вещами. За этот час я много чего передумал. Ведь самая интересная часть похода могла не состояться.

    В этот раз Алексея с нами нет, а фильтр так и не нашёлся. Я попробовал прокачать топливо ручным насосом, топливо поступало в трубопровод. Переключили баки, завели двигатель. Работает. Переключили на другой бак, работает. Загадка. Так и идём сейчас под двигателем. Ветер обещают «дать» только завтра.

    Сегодня на обед достали из холодильника треску, купленную ещё в Португалии. Андрей замочил её с вечера и к обеду мы начали варить рис, под солёную вяленую треску. Я при этом приговаривал: «В Атлантику с норвежской треской! Позор! Стыдно кому рассказать».

    Утром за борт был запущен ещё один, небольшой воблер, найденный при инвентаризации рыболовного мешка. Я перед выходом с Тенерифе купил кальмаров и воблеров разной величины. Вытаскивая каждый день вместо рыбы водоросли Саргассова моря, которые, непонятным для нас образом оказываются в этом районе, мы уже не надеялись поймать что-нибудь. Виталий, которой пересекал Атлантику нашим маршрутом, давая советы по переходу, писал, что на второй половине пути от Кабо Верде рыбалки не будет. Возможно как раз из-за этих водорослей.

    Но сегодня – день богатый на события. Дважды мы садились за стол, уплетая сашими. И сейчас большая кастрюля в холодильнике забита рыбой. Какой, мы не знаем. В определителе рыб Средиземного моря такой нет. В лоции «Океанские плавания», изданной в этом году на русском языке, мы нашли нашу рыбу на Фотографии с такой подписью «Рыбалка в Южном океане бывает удачной». Пришлось пошутить: «Что-то водорослей последнее время не видно, и рыбы Южноокеанские. Не унесло ли нас ночью за экватор?» (В лоции Карибского моря, купленной уже на Мартинике мы нашли и название этой рыбы – вахо. Вкусная)

    Сегодня Миша вышел в лидеры в соревновании астронавигаторов. Сумел определиться по кульминации солнца, не пользуясь астрономическим ежедневником. Результат вполне удовлетворительный. 30 миль по долготе. Такая неточность получилась из-за того, что строил он параболу движения солнца всего по трём точкам. «Лишние» 15-20 миль (по сравнению с наши расчётами по МАЕ) могли получиться при ошибке во времени кульминации на одну минуту. На оси абсцисс, где откладываем время, при приблизительной параболе это вполне возможно.

    Штиль. Шли весь день под двигателем и два раза останавливались покупаться. Вечером на закате мы купались в фантастического фиолетового цвета океане.

    После купания не хотелось заводить двигатель, и мы немного посидели в тишине.

    На ровной воде я захотел показать ребятам, как можно разворачивать лодку в марине, используя переложенный руль и заброс кормы на заднем ходу. Показать не получилось. Тросик переключения передач не смог вернуть положение рычага на коробке из положения заднего хода. Что за денёк! Было понятно, что что-то случилось с тросом. Скорее всего - сломался. Прошло немного времени, как мы добрались до коробки и вручную передвинули рычаг. Сейчас идём вперед. Уже стемнело. Может быть, завтра разберём заржавевшую колонку, где, возможно он соскочил с коромысла. Мы подумали, что хорошо, что это случилось не во время манёвров в марине. Могли бы что-нибудь наломать.

    Андрей с Олегом подшучивают, что на «Неве», на которой они ходят каждый год, проблемы с двигателем обычное дело. Попросили даже не упоминать имя яхты всуе, а в разговоре, упоминая случаи, называть именно «яхта, которая ходит под парусами». Не хотелось бы оказаться в двухстах милях от берега в штилевой зоне без работающего двигателя. Вместо двух дней придётся идти ещё не известно сколько.

 За сутки прошли 135 миль.

 15 декабря 

     Всю ночь шли под двигателем.

    После завтрака при ветре 6-8 узлов поставили грот с геннакером и прошли немного в полный бейдевинд со скоростью 4-5 узлов. Так бы и шли до Мартиники, но ветер к полудню скис.

    Андрей разобрал коробку рычага переключателя передач. Там с тягой переключения было всё в порядке. Обломалась она в месте запрессовки в трубку у коробки передач. Теперь будем при заходе пользоваться судовым телеграфом. Думаю одного человека поставить в каюте у рычага переключения, другого в кокпите у окна в каюту, который будет передавать в машинное отделение команды рулевого.

    Немного прошлись под гротом с геннакером, покупались и решили ускорить приход на Мартинику, включив в дополнение к парусам двингатель. Можно было бы добраться и под парусами, но на денеь позже. Ветер появится только 17 декабря.

    Поужинали в тишине. Когда стемнело Саша начал собирать спиннинг и вытащил вместе с воблером ещё одну Долфин фиш. Рекордного размера. Замерили 80 см. А вырастает она до метра.

    Так что на второй половине перехода рыбалка у нас была более успешной, и на релинге сейчас подвешены четыре хвоста. Где-то я видел такой способ сообщать о своей рыбацкой удачи.

    За стуки прошли 125 миль.

 16 декабря

      При смене ночных вахт увидели огни Мартиники. Я в это время спал. Вышел в кокпит при фантастическом рассвете. Несколько минут наблюдали свечение на горизонте зеленоватого оттенка. «Зелёный луч»- уверенно определили Олег. Он читал об этом явлении в Интернете и уверил нас, что луч на самом деле может быть и не луч.

     Через несколько часов мы прошли пролив Санта Лючия и оказались в Карибском море.

 19 декабря

      Нас просили запечатлеть такой особенный момент. Увидеть землю после нескольких дней плавания! Что может чувствовать при этом мореплаватель? До сих пор никто из нашей команды мне об особом восторге не поведал. Я же, сегодня не поехал в поездку по острову. Мне спокойнее на яхте. Походил по магазинам, прикинул стоимость деталей для ремонта и цену переносной радиостанции, украденной из багажника машины на Ибице. Я вожу с собой комплект из двух радиостанций, но отдавать одну из них взамен не хочется. С повышенным вниманием перемыл всё что моно на камбузе. Лодка хорошо проявила себя на переходе. Несмотря на отдельные не очень приятные моменты, в целом у меня нет к ней претензий. Я всегда стараюсь относить к чартерным лодкам, как к своей. Мне кажется, что чем лучше ухаживаешь  за ней, тем вернее она будет служить и не подведёт ответственный момент. Поломки, которые случились в конце пути, показали её характер. «Не хотелось ей идти в марину, стоять на якоре. Казалось, что по душе ей больше море и ветер. Есть и объективные причины. Возраст есть возраст. Я обычно старюсь брать в прокат яхту не старше 3 лет. В это раз такой яхты не нашлось. Но я нисколько об этом не жалею. Хозяйка яхты, когда я поделился планами на дальнейшее продвижение в Тихий океан, на Галапагосы, просто ответила: «А почему бы нет? Если яхта подойдёт – берите.»

    Яхта в третий раз пересекла Атлантику. На борту я нашёл судовой журнал, который вёлся на этих переходах. С Лас Пальмаса на Мартинику она дошла за 17 дней. 

     За время похода я прилично или неприлично оброс и хотел подстричься. Спокойно расселся в тени у дверей парикмахерской, наблюдая за работой мастериц. Некуда было спешить, но оказалось, что времени привести свои волосы в порядок у меня не хватает. Записаться на стрижку можно было только на послезавтра. На драги я ещё не претендую, но расчёсываться в последние дни стало всё труднее и труднее. Придётся возвращаться домой в образе немного одичавшего путешественника.

 Далее фото о нас и рыбах. Завтра о море, пляжах и горах.


Опять сашими

Дольфин фиш 


 

Вахо

 

Человек, который их ловил

 

 И готовил из них блюда

 

Мореплаватели, которые эти блюда ели и нахваливали этого человека, рыбу, море, солнце и горчицу «Васаби» с соевым соусом.

 

Остались от рыбочек только хвостики.
Кстати, на горизонте Мартиника!





А это всё, что осталось от "ненависных" бананов.



  • 1
На горизонте вовсе не Мартиника, а Сент-Люсия. Мартиника по правому борту

Ага, не Мартиника.
Хотел в одном фото показать двух "зайцев". Землю и хвосты.
Сейчас делаю фильм о походе. Там Сент Люсия слева, а Мартиника справа.

Ещё сегодня просмотрел два раза фильм "День выборов". Плачу.

  • 1
?

Log in