Восхождение на Дюфур
Шамони

Вчера поздно вечером мы возвратились из Церматта после восхождения на высшую вершину Швейцарии и вторую после Монблана вершину Альп – пик Дюфур.
(Интересно, собирает ли кто-нибудь наивысшие вершины разных стран?)

Теперь два дня отдыха. Можно вспомнить, что же произошло в эти дни.

Начну с ближайшего события – восхождения.

Сегодня составил подробный отчёт. Много фото и даже карта.

Восхождения зимой на альпийские вершины имеют особую привлекательность. Возможность сократить подход, используя засыпанные снегом ледники и ускорить спуск на лыжах.

Валере с трудом удалось зарезервировать хижину Монте Роза, в которой планировалась ночёвка перед восхождением. Открытая всего неделю назад на оказалась полностью заполнена. Теперь места бронируются только через интернет.

В Церматте Валера уточнил наш маршрут. Офисе местных гидов нам порекомендовали подойти к хижине не так, как это делается летом, с железнодорожной станции Горнеграт, а со станции Кляйн Маттерхорн, пройти немного по Италии и, перевалив через несложный перевал, спуститься на ледник Горнер. С ледника до хижины полтора часа хода.

Мы так и поступили. Правда, едва начав спуск к перевалу мы попали в облако и, встретив двух поворачивавших назад альпинистов, тоже было собрались вернуться, но нас обогнала группа с местным гидом, и мы решили по их следам выйти на перевал. За перевалом, в Швейцарии было солнечно.

Вид на перевал с ледника Шёрхтор  в сторону Италии.

Это вид на ледник Горнер, по которому на следующий день мы будем спускаться в Церматт.

Через сераки на дальнем плане видна вершина Дюфур.

Маттерхорн показывает, что с итальянской, южной стороны сегодня облачно.

Немного целины

Теперь по леднику к хижине

На этой фотографии нарисован наш путь до хижины и нитка маршрута до вершины.

Хижина Монте Роза – "пятизвездочная", построенная недавно на спонсорские деньги. Фамилии всех, кто принимал участие в постройке увековечены медными табличками на спинках скамеек в просторной столовой. В хижине нас накормили ужином. В комнате, где мы ночевали, может разместиться восемь человек на двухэтажный нарах. Спать было тепло на опрятных кроватях.

Утром мы встали в четыре часа и  через полчаса в столовой уже был накрыт завтрак для тех, кто собирался на восхождение. Причём не все группы пошли в сторону Дюфура. Массив Монте Роза довольно обширный и здесь есть, где «разгуляться» любителям походов на лыжах. Наличие таких оборудованных хижин делает поход более комфортным. Не надо тащить с собой запасы еды, бивуачное снаряжение.

Идти мне было тяжело. Хотелось спать, заболела левая нога, как мне кажется от непривычной лыжной нагрузки. Хотя в Шамони я два раза поднимался на лыжах, наверное, тренировки и акклиматизации для такого похода было не достаточно. В первый же час меня обогнали все, кто в этот день шёл на вершину. На полпути у меня не было уверенности, что мне удастся дойти до неё. Для себя я решил, что пойду до точки поворота тем темпом, который мне сегодня по силам, а вернуться на лыжах по ледникам не так сложно. Надо только успеть это сделать засветло. (Мы в этом районе не «местные»)

Вышли на восхождение мы в полпятого утра.

Маттерхорн. Пока мы ниже его высоты.

Обогнавший меня альпинист  немного постоял со мной, любуясь рассветными пейзажами.

Это тропа по гребню с перевала под Дюфуром на пик Норденд 4609м.
Нам на соседнюю вершину.

120 метров до вершину надо лезть по снежно-ледовому кулуару. Правда ледовые молотки мы повесили на обвязку. Весь подъём оборудован такими перилами из толстых верёвок.

Предвершинный гребень

Вид с вершины на хижину Маргарита (подход с итальянской стороны)

На вершине установлен крест, обвязанный тибетскими молитвенными флагами. Внутри креста фигурка Мадонны. На камнях несколько табличек. Одна из которых установлена в 2005году в честь 150-летия восхождения на вершину. Н ней выгравирована цитата первовосходителя, которую мы перевели как «Быть на вершине – ничто, важное, что ты сделал этот шаг». Для меня это было более чем созвучно в этот день. Когда я через боль шёл к ней, я думал только об одном шаге. Впрочем, и в жизни этот принцип жить одним днём, одним мгновением, мне здорово помогает. Делать своё дело, как можно лучше, не планируя при этом результата. Когда придерживаюсь этого принципа, то неудача и успех не имеют значения. Главное, что я делал шаги в выбранную сторону.

Вершина оказалась вполне «вершинистая». Во все стороны обрываясь крутыми стенами.

На  спуске не удержался сфотографировать этот причудливый серак, похожий на морскую волну.

Это карта нашего похода.

В первый день мы спустились с Кляйн Маттерхорн в долину и набрали 100-150 метров высоты. Затем спуск по леднику 1200 метров. Опять набор высоты 250 метров к хижине. Стартовали мы со станции канатки в 13 часов. На хижине были в пять.

На следующий день набор высоты составил 1843 метров Из них 1643 на лыжах.

Весь подъём занял 7,5 часов. Из них 50 минут – лазание.

Спустились до хижины Монте Роза за 45 минут. Там перекусили омлетом.

Спуск в Церматт проходил по живописному ущелью. Спусковая лыжня проходила один раз под естественной ледяной аркой.Я пожалел, что убрал фотоаппарат в рюкзак. Спуск для меня тоже был не из легких. На узкой тропинке пару раз падал, подпрыгивая на бугорках. Валера заметил, что не хотелось бы возвращаться по этому ущелью в темноте. Мы успели засветло и в кафе у вокзала отметили возвращение бокалом апельсинового сока и вкусным яблочным пирогом.

Восхождение на Маттерхорн уже не планируем. Осталось мало времени.  Сходим какой-нибудь технический маршрут в наших местах.

• 1
Восхищаться особо нечем.

В этот день меня обогнало несколько групп альпинистов и на перевале и на восхождении мы были последними.
Таких альпинстов в этих Альпах как у нас болельщиков "Зенита".
Хижина на 100 человек заполнена. Нкторые группы ушли ночью на другие вершины. И так каждый день. Когда мы возвращалиьс с горы и перкусывали в хижине, уже были накрыты столы для новых гостей. Если вечером мы ужинали за столм вчетвером, то в это день, там было накрыто на 6 человек. И таких хижин в Альпах сотни.

Вот на вручени премии "Золотой ледоруб", было кем восхищаться!