Дела для бездельников

В лесах, горах, на море и под водой

Previous Entry Share Next Entry
Переход через Атлантику на яхте "Яммайя". Часть 1
Портрет
shchsg

Виталий Васильев, с которым мы в 2007 году на его яхте "Андромеда" путешествовали по Северной Европе, ещё в январе прислал мне рассказ о переходе через Атлантику.
Он мне разрешил разместить его заметки в своём журнале.
 
Пока мы дома остаётся только читать чужие мемуары, заряжаясь романтикой плавания под парусом, и надеясь, что когда-нибудь мы тоже сможем побывать на островах Атлантики и Карибского региона.
Сейчас Виталий в Мармарисе, готовит свою яхту к новой наваигации.



               Третий этап кругосветного плавания на яхте «Яммайя»

Следующий этап кругосветного плавания решено было провести с островов Зеленого Мыса к Карибским островам. Чтобы добраться из Москвы до острова Сент- Винсенте, где стоит яхта, пришлось лететь с тремя пересадками.

Прилетев на остров Сал в международный аэропорт страны  предстояло еще купить билет на маленький самолетик местных авиалиний до острова Сент - Винсенте, что курсирует  ежедневно. С билетом в одной руке и тяжелой сумкой в другой запрыгиваю внутрь и пристегиваюсь ремнем.

       И вот наконец захлопывается легкая стеклянная дверь, щелкая замочками. Тонкий писк раскручивающегося гироскопа, приятно совпадает с тональностью стартовых турбин  двигателей, нарушая тишину  ночи побережья.  Медленно раскручиваются   винты, разгоняя  аэродромных крыс и ящериц. Под мерный обмен данными в эфир, пилот  резво выруливает на старт и, разворачиваясь, слегка притормаживает, плавно направив нос в поле  зеленых огней взлетки. По крыльям и фюзеляжу барабанит дождь. Еще секунда и  на маленькие турбинки, будут наматываться десятки, сотни лошадиных сил. И вот тонкий свист превращается в оглушительный гул . Напряглись двигателя, все  ждут когда самолет начнет разбег. Разметка от нарастающей скорости становится сплошной прямой. Лужа за лужей оставляют высокие фонтаны брызг сзади.  Резкий набор высоты вдавливает в сидение,  закладывая уши. Остается только рассматривать косые капли дождя в свете фар и огни  удаляющегося острова.

   Подсвеченное луной побережье  Атлантики, множество кораблей, яхт и других разных огней в море меняют представление о пространстве. Боже, как это впечатляет, особенно ночью, когда в полной темноте плавно, один за другим проносятся под тобой силуэты громадин-кораблей, рыболовных суденышек.

   Всего лишь по нескольким огням можно узнать куда приземлимся. Круг почета, еще один, интересно, как пилот ориентируется в таком мраке вокруг, направляя самолет в узкую расщелину в горах . Резкий удар колесами и визг тормозов, хватайся за все что можешь. Дымка морского воздуха в свете фар .

  Все, приехали!

      Воздушный порт Миндело  окружен горами со всех сторон, он состоит из двух небольших зданий и колючей проволоки, опоясывающей участок желтой земли. Высокая африканка в погонах штампует паспорт и улыбаясь, желает удачно добраться до яхтенной гавани.

 

 

 

Кабо-Верде.

 

Очень необычная обособленная страна, со своеобразной культурой и языком. В прошлом Кабо-Верде, или острова Зеленого мыса, были перевалочным пунктом парусных судов английского и португальского флага, перевозивших живой товар из колонии Сиеpа -Лионе, что находится в экваториальной части западной Африки. Вооружённые захватчики собирали по всей Африке сильных и красивых рабов  для продажи на суда, которые держали курс к островам Зеленого мыса. Там людей сгружали  для ожидания контрабандных кораблей, что зимой с пассатами шли на запад в стремительно развивающуюся Америку.  Когда легальная работорговля во всём мире была запрещена, Острова Зеленого Мыса стали Португальской колонией, но не надолго. В 60 годах, во время глобального освобождения колониальных стран, острова Зеленого мыса стали гордой, независимой и молодой республикой Кабо-Верде, в которой дружно переплелись множество культур из разных враждующих стран Африки. Сюда подмешивалась и европейская кровь, образовывая совершенно необычную нацию с католической верой, но с африканскими обычаями. Народ – Креолы -  имеет свой язык, по звучанию схожий с португальским и немецким. У них своя письменность, свои понятия о мире и об отношениях между людьми. Когда попадаешь в их среду, то поражаешься предельной простоте общения.

      Самый западный остров, Сэнт-Антау, имеет вторую по величине после Сент-Винсенте якорную стоянку. Жизнь людей Сэнт-Антау отличается от жизни всех остальных  десяти островов, куда не добралась рука цивилизации. Гористый остров имеет много плато на вершинах вулканов, средняя высота которых около 2,700м. На вершинах гор растет хвойный лес, и природа очень напоминает русскую. В низких местах острова есть несколько озер и тропических оазисов. В центре  расположены деревни - поселения, уклад жизни которых не менялся на протяжении нескольких столетий.

       В одной из деревень нам удалось провести несколько дней в гостях у знакомых нашего старого приятеля, бывшего студента Волгоградского медицинского  института .  Радушные, постоянно улыбающиеся люди были довольно стеснительны. Да и мы, впервые оказавшись в такой необычной обстановке, стеснялись ничуть не меньше. И им, и нам хотелось узнать друг о друге как можно больше. С огромным интересом слушали они наши рассказы о том, что на другом конце земли  по замерзшей воде можно ходить и ездить на машине, что температура зимой падает ниже нуля, и при этом выпадает снег. Все эти, казалось бы, очевидные для нас вещи приводили африканских жителей в восторг.

          Нас кормили местными изысками национальной  кухни, учили креольскому диалекту, объясняли правила отношений супругов в семье. Дети семейства показывали разновидности змей и жуков, которые откладывают яйца в тех, кого укусят.

Креолы любят свои национальные праздники. Один из них 2 ноября. Все жители города под бой сотен барабанов, с  разукрашенными телами и лицами  выходят на улицы и начинают танцевальное шествие. Люди танцуют ламбаду, одновременно аккомпанируя на всем, что издает звуки.  Заметив в своём кругу белого человека, толпа танцующих окружила меня и начала что то скандировать, пытаясь защекотать. Трудно было не сойти с ума в тот момент. Когда я убрал камеру и стал отплясывать как они, тогда танцующие заулыбались, и мы в тесном кругу продолжили шествие. Неподалеку в толпе с трудом узнавались до  неузнаваемости разукрашенные лица работников офиса гавани. Обычно они ходили на работу в костюмах, с самым серьёзным деловым видом. А тут, на празднике, подпрыгивали, били костью в барабан и истошно выкрикивали что-то гортанное. 

В Миндело  удачно удалось посетить резиденцию певицы Цесарии, там ее почитают бабушкой креольской культуры.

На островах постоянно живут шесть семей русских врачей. В Минделло мы познакомились с одной из них. Доктор Сергей с супругой являются незаменимыми хирургами на трех вверенных им островах. Режим их работы не из лёгких. Случалось, супругам приходилось летать  по нескольку раз в день в разные концы страны.

 

Многие одинокие яхтсмены, что приходят сюда под парусом, обретают себе счастливое семейное пристанище. Множество смешанных  креоло - европейских семей живет на яхтах. Некоторые бросают якоря и обосновываются в городе, отстраивая себе дома.

Малочисленность населения острова  играет положительную роль в создании тесных отношений между людьми. На наших глазах зародились отношения между капитаном соседней яхты и местной девушкой, очень юной и красивой. У парочки была истинная, первозданная, ничем не обусловленная настоящая любовь, какой она возможно была только между Адамом и Евой. Каждый день счастливые влюблённые ходили в обнимку по городу и что-то мурлыкали друг дружке, глядя на всех глазами, полными радости и счастья. Они строили планы на будущее, видя себя в окружении бегающих детей.

 Он, капитан яхты с проектом экспедиции, с большим экипажем, простой одного дня которой стоил бы больших проблем для арендующей компании. За день до выхода яхты в океан он, расстроенный, пришёл на борт "Яммаи" спросить совета у нас, русских, потому что делиться своими проблемами с европейцами стеснялся.  Он готов был сломать себе ногу, чтобы была причина остаться с любимой ещё на какое-то время, но потом все – таки принял решение выйти в океан рано утром, чтобы не ранить сердце девушки слезами прощания.

Два дня плакала девушка на пирсе, глядя вдаль, на горизонт океана, на заходящее и восходящее солнце, что вместе с океаном отобрало у нее счастье в жизни.

В этой стране царят свои законы. Если человек однажды публично сделал свой выбор  в любви, то полюбить ещё раз он не сможет. А браки без любви тут не приняты. По креольскому обычаю эта  девушка больше не может быть с другим мужчиной и навсегда останется одна, с памятью о короткой прекрасной любви с принцем из-за океана. Она рыдала, как ребенок, который лишился сразу всех родственников. И все мы чувствовали за собой вину, потому что являлись представителями другого мира, где любовь утратила свой  первозданный смысл, и в жизни людей царят другие приоритеты. Каждый из нас это осознавал, и было стыдно за гадкий презренный мир, в котором мы живем. Стыдно потому, что каждый понимал ситуацию капитана, а значит возможно каждый поступил бы точно так  же. Все живущие семьи яхтсменов на пирсе поддерживали девушку. Женщины, пытающиеся её успокоить, сами впадали в истерику, и уже приходилось успокаивать их. В один из дней мы собрались на пирсе большой компанией и навестили семью этой девушки. Провели в доме свет и помогли по хозяйству. Было приятно видеть , что семья девушки очень тронута вниманием интернациональным парусным братством, которое сплотившись  поддержало вниманием и заботой в трудную минуту.

 

Неподалеку, в заливе бухты Минделло,  уже много лет стоит океанский буксир с украинским Флагом под названием «Леопард». На судне сломаны двигатели, и у страны в разгар кризиса нет возможности отремонтировать его. Оплачивается только якорная стоянка.

Экипаж буксира состоит из трёх человек вместо двадцати. Ребята оказались забытыми на громадном многоэтажном судне в забытой Богом стране. Проводя вечера при свете керосиновых ламп, они отсчитывали уже одиннадцатый месяц нахождения на борту.  Выучив креольский язык и обычаи, экипаж прекрасно ассимилировал в стране. Появились новые друзья, завелись семейные отношения, и теперь от местных жителей их отличала только европейская внешность. Удивительно,  до чего ж, оказывается, живуч человек в подобных ситуациях. Находясь у них в гостях, мы  слушали их рассказы о суровых буднях на борту. Парни делились тем, как делали хитрые приспособления для ловли рыбы, которой питались, как добывали электроэнергию для работы компьютеров и как провели интернет на судно.

 6 ноября в Миндело появилась украинская яхта "Иваноис". Экипаж  из трех отважных и очень веселых парней, которые два месяца назад вышли из Одессы в путешествие вокруг света. Следующая точка на карте - остров английского флага Тристан До Кунья, что по ту сторону южной части океана. И вот, на этом клочке земли, нас уже стало восемь бравых славянских парней. Арендовав “джип”, мы, шумной компанией, за пару дней объездили все поселения двух соседних островов вдоль и поперек. В ресторане на проводах “Иваноиса” пели всю ночь под гитарный аккомпанемент Славы и капитана Стаса украинские народные песни. Добрая часть публики хлопала в ладоши и стучала в такт вилками по столам. Видимо такого в Минделло не было много лет. После, по традиции, все яхты клуба долго гудели сигналами вслед уходящему в темноту "Иваноису". Ребятам предстояло идти полтора месяца без земли.

 

          

Незадолго до нашего выхода наш приятель, бывший студент Волгоградского медицинского факультета, пригласил нас на аудиенцию в дом к своему другу-бизнесмену. За ужином любезный хозяин дома предложил взять на борт «Яммайи» за приличную сумму шестерых его родственников, чтобы переправить до острова Гваделупа.

- Было бы здорово, если бы вы закрыли границу вечером и встали на якорь в бухте до темноты, к вам подойдет лодка с людьми и продовольствием. К острову Гваделупа можно также подойти в темноте, бросить в миле от берега якорь и отправить людей с вещами вплавь , затем дальше налегке продолжить плавание дальше.

Вежливо поблагодарив бизнесмена за вкусный ужин и радушный прием, мы пообещали обдумать предложение. С тем и удалились.

Удивительно, 300 лет назад европейцы отлавливали и продавали рабов на запад, переправляя их туда под парусом. Теперь африканцы готовы сами платить немалые деньги за то, чтобы так же, под парусом, переправиться на запад, чтоб там попасть в финансовое рабство, до конца дней своих нелегально живя по другую сторону океана, вдали от родственников.

Продолжение следует


?

Log in