Восхождение
Эльбрус

На восхождение мы решили выйти в 4 утра. Будильники поставили на 3, но они не понадобились. Около 3 мимо нас прогрохотал ратрак.

На скалы Пастухова поехали первые восходители.

Приготовление завтрака и сборы заняли у нас 2 часа. Вышли мы в 5.

Я попробовал пройти несколько метров на камусах, но за ночь снег подморозило, спусковые следы на склоне превратились в ямки с острыми краями, и мне пришлось надеть кошки, а лыжи прикрепить к рюкзаку. Там, где я днём вполне комфортно перемешался на лыжах, сейчас камуса не держали. В другой раз лучше на гору идти на лыжах часов в 9, когда снег уже немного подтает.

Погода в этом году нам благоприятствовала. В

этот день было безоблачно, и дул не сильный ветер.

За час мы дошли до верха скал.

Идти в ски-туровских ботинках по крутому склону было тяжело. Когда вышли на «косую» (5000м), мне пришлось в жёстких лыжных ботинках одну ногу ставить на зубья кошек, а другую по диагонали к склону. Такую технику я использовал и при подъёме с седловины на вершину.

В прошлом году наше восхождение проходило в пургу, и я не видел ничего вокруг, кроме идущих впереди товарищей.

Сейчас можно было рассмотреть чуть ниже седловины результаты труда последних лет строителей хижины. Скорее напоминающие обломки дома после тайфуна. Самих тружеников не было видно. Даже их палаток.

На седловине мы немного передохнули, попили чайку и, не спеша, тронулись вверх. Я старался сдерживать себя, всё время поглядывая на склон Восточной вершины, куда мы должны были отправиться после Западной.

Постепенно склон начал выполаживаться, и я увидел небольшое снежное возвышение, облепленное народом.

Сергей сказал, что с вершины можно увидеть Чёрное море, но ему это за много лет восхождений этого ни разу не удавалось. Из-за дымки и небольших облаков так было и на этот раз.

C седловины до вершины наш путь занял один час двадцать минут.

На вершине мы сфотографировались.

Один товарищ по восхождению исполнил даже брейк перед камерой. А я поднял гирю с надписью КПРФ красного цвета, занесённую сюда большим поклонником коммунизма.

Спуск на седловину проходил по довольно жёсткому склону с большим количеством застругов. Я спускался очень аккуратно.

На восточную вершину тропы не было. Склон позволял двигаться вверх по любому направлению. Мы пошли с северо-западной стороны. Сергей шёл между камнями по достаточно мягкому снегу, чтобы получались слегка выраженные ступеньки. Мне шлось намного комфортнее, чем по тропе на Западную, где на ступеньки даже не было намёка.

Здесь мы были одни. И можно было пойти своим темпом, не напрягаясь при каждом обгоне. Можно было подумать со своём.

Только что, побывав на одной вершине, идти сразу на другую – это для меня был новый психологический опыт.

Может быть, он мне пригодится на Хан-Тенгри. Там тоже надо после восхождения на спуске подняться ещё раз на пик Чапаева. Такой же набор высоты в 300 метров.

Поднялись мы за те же самые час двадцать.

Вершина здесь имеет более выраженную форму кратера.

О каких то особенных чувствах я не могу рассказать. Впрочем, у меня радость от достигнутого приходит с некоторым опозданием, постепенно заменяя обычную усталость. Как-то равномерно наполняет меня, и, кажется, я от этого становлюсь немного другим.

Каким? Время покажет.

Каждая гора имеет свой неповторимый вид и характер. Двуглавый Эльбрус стоит особняком от всех гор Кавказа, заметно отличаясь от них обширными ледовыми и снежными полями. Изменчивый характер его погоды нам пришлось испытать в прошлом году, тогда, укрываясь от грозы, мы несколько часов просидели в снежной пещере. Гора нас в тот раз не пустила.

Спускаться по южному склону с Восточной вершины было намного приятней, чем с Западной. Пролавировав между камней мы выехали на ровный склон с мягким, уже подтаявшим снегом.

Когда спустились к лагерю, заметили троих парней, сидевших на соседних камнях. Оказались молодые поляки, которые планировали поставить на нашем месте лагерь. Я был приятно удивлён, что они прилично говорили по-русски. Оказывается, им преподавали наш язык в школе, и за четыре года, которые прошли после окончание школы, они его ещё не забыли.

Мы отдали им все оставшиеся продукты, быстро собрали палатку и уже с тяжёлыми рюкзаками спустились к «Бочкам».

Там ещё работала канатка на спуск. Сергей торопился вниз, нужно было решать дела со следующими клиентами, а мне хотелось проставиться за успешное восхождение. Не раздеваясь, прямо в лыжных ботинках мы спустились в Азау.

В гостинице мы встретили Виктора Бобка, известного гида компании «7 вершин» с первой группой восходителей. Получил от клуба ещё одну фирменную футболку.

Мы отужинали в кафе «Семёрка». Повстречали там москвичей, Антона и Василия, с которыми я уже расстался на хижине «Мария» после их успешного восхождения на гору. Я тогда поднимался в наш лагерь.

В кафе мы решили провести вместе 2 дня в походах по соседним ущельям.
По походили по ущельям Адыл-Су и Ирик-чат.
А сегодня из горной прохлады в питерскую жару.

Фоторепортаж о восхождении:

Подхожу к нашему лагерю

Вечер перед восхождением

Восход. Солнце только что осветило наши лица. Мы уже выше скал Пастухова.

Тень от Эльбруса

"Косая" заканчивается. Отсюда уже видна Западная вершина.

Внизу седловина

До вершины несколько метров

DINASTAR на вершине Эльбруса. Попробую поднять красную гирю с надписью КПРФ.
Мне говорят, что в ней 32 кг.

Поднял. Но, похоже, коммунисты и здесь обманули, килограммм 8 точно недоложили.

Спускаемся. На заднем плане - Ушба, слева вверху - Восточная вершина. Нам туда.

Для бывшего хозяина своей доски Сергей попросил сделать эту фотографию. "Ему будет приятно узнать о том, что доска побывала на вершине." Доска почтенного возраста, 1996 года, от BURTON. Такие же раритетные у Серёги ботинки той же фирмы, кожанные.

Выпусники Краснодарского юридического интститута
 оставили на вершине капсулу для потомков. Нам, современникам, тоже интересно знать, что же там они послали?

Благодарные медики Кубани установили этот знак в честь снятия с вершины фашистского флага и установки Советского. И здесь загадка. Флаги были установлены на Западной вершине, а знак установлен на Восточной.

Съехали между этих камней на отличный склон

Несколько часов подъёма ради нескольких минут спуска