По окрестным ущельям
Эльбрус

Два дня, которые у меня остались в запасе после восхождения, я провёл в компании Антона и Василия.

Они неоднократно были в Басканском ущелье и много рассказали интересного о своём альпинистском прошлом и окружавших нас горах.

В первый день они захотели переехать с Чегетской поляны в ущелье Адыл-су. Су – это по-тюркски река, а Адыл соответственно название. Решили остановиться в бывших «ЦКовских дачах», на блестящие крыши которых в прежние времена можно было только посмотреть издалека. Теперь это гостиница с тривиальным, для этих мест названием – «Приэльбрусье.» Хотя, в просторном холле, на почётном месте, конечно, висит портрет президента. Говорят, как-то ждали здесь Путина, отремонировали дорогу.

Мне интересно всё, где я ещё не был, и я с удовольствием присоединился к ним. Вначале надо было получить пропуск в погранзону. Получали его больше часа, это уже после звонка на заставу и предварительно поданного заявления и заверения дежурного по телефону, что пропуск готов. Я себе пропуск заказал заблаговременно, в гостинице.

Места под дачи нашим руководителям умели выбирать. В полукилометре от дороги, вдоль берега горной речки огородили несколько гектаров земли. Сами здания, построенные в имперском стиле, как выразился Антон, и внутренние интерьеры на меня впечатления не произвели. Вернее произвели – отрицательное. Представление о дизайне такого рода горных дач и о гармонии архитектуры и внутреннего убранства с окружающей средой начиналось и заканчивалось мраморными полами и чучелом горного барана, стоявшего в упомянутом зале, правда, не под портретом.

Номера, начиная от «люкса» и заканчивая «зкономом» были безлики и как бы должны были отражать одинаковость и безликость своих постояльцев. Закон выживания в той системе – «Не выделяться, быть таким как все».

Я заметил, что и в гостинице, в которой я жил, не было в номерах картин или хотя бы фотографий с пейзажами или какими-то другими элементами интерьера, отражающем самобытность и уникальность места, национального парка, куда едут люди со всей Европы. Всё серо и буднично.

Как разительно отличалось само ущелье от этого мрачноватого пансионата!

Ребята, сами закончившие Бауманское училище, отправились к лагерю, в котором они делали первые шаги в альпинизме. По дороге они рассказывали мне о каждой горе, открывавшейся по мере нашего подъёма.

За разговорами мы вышли к, на удивление, аккуратному строению, базе Джан Туган. «Нет, не могут все интересные места огородить заборами» - подумал я. Как не пытаются это сделать вблизи городов, у нас на побережье Финского залива, все горы не купишь.

Хотя, распад Союза поделил Кавказские горы на мелкие кусочки, провели границу по Главному Кавказскому хребту, и многие маршруты и перевалы теперь закрыты для туристов. Говорят, что может быть откроют маршрут с Баксанского ущелья через Абхазию к Чёрному морю.

На следующий день мы отправились в ущелье Ирикчат. Название реки Ирик, чат – ледник.

Я уже побывал пешком в трёх различных ущельях, отходящих в разные стороны от реки Баксан, и ни одно из них не похоже на другое. Это ущелье выходит на восточные склоны Эльбруса. И начало берёт из посёлка Эльбрус.

Мы начали подниматься одновременно с группой под руководством гида, но потом быстро оторвались от неё и пошли по тропе, ведущей по обрывистому берегу реки. Постепенно тропа начала исчезать, но возвращаться не хотелось, и мы, траверсируя размытые оползнями кулуары, поднялись по первому же попавшемуся на пути гребню к поляне, где уже отдыхала группа, ведомая гидом.

В дальнейшем мы с тропы не сворачивали и вернулись в посёлок по хорошей тропе.

Отобедали мы в кафе «Сакля» рядом с большим палаточным городком, основными жителями которого, к моему удивлению, были совсем немолодые люди из стран Восточной Европы.

Доехал я до аэропорта с интересным таксистом, балкарцем.

Вспоминая учебники по автостопу, я старался поддерживать разговор, иногда меняя его направление и угадывая интересные темы для собеседника. Дорога пролетела незаметно.

Немного фото:

По обрвыу, по-над левым берегом реки Ирик . Василий

Там же и те же лица в других декорациях

Диагонали или гипотенузы - горная геометрия

Где-то за поворотом реки начинаетсяя ледник. Восьлчный склон Эльбруса скрыт облаками. Погода начиналась портиться, мы повернули назад  и успели до дождя вернуться в посёлок.