Акклиматизационный выход
В горах
29 июля
Сегодня мы хотели забросить бивачное снаряжение, часть одежды и питание в лагерь 1, 4600 метров
Но за ночь нападало столько снега, что склон, по которому мы должны были подниматься, стал лавиноопасен. Я читал об этом в Интернете.
После завтрака мы, конечно, никуда не пошли. Была надежда, что

из верхних лагерей начнут спускаться люди и спустят вниз лавины и проложат маршрут. Но таких камикадзе не оказалось. Все, кто был в первом лагере, отправились во второй. Там маршрут менее опасен, но им тоже удавалось спускать лавины, которые, прогрохотав 1000 метров, докатывались до морены ледника.
Мы решили выйти в 12, чтобы к вечеру вернуться. Утром по пути подъёма сошли 2 лавины. К 12 ещё одна. Решили пообедать. К 2 часам сошли ещё две лавины.
В итоге весь склон покрылся грязноватыми комками снега. Лавины были опасны тем, что мокрый снег, хотя и двигался медленно, но, попавшему в лавину, трудно было бы выбраться из-под такой тяжести.
В итоге мы вышли в 4 часа, налегке, подняться по склону на разведку и вернуться в лагерь к ужину. Взяли с собой только кошки.
Когда мы пересекли ледник и подошли к началу маршрута, сверху сбежал Николай Жилин, известный памирский гид. Через некоторое время подошёл его австралийский клиент. Они вчера сходили на вершину.
Гора вблизи впечатляет, внушает уважение.

30 июля

День рождения Люды. Я об этом забыл. И вспомнил только после нашего возращения в базовый лагерь, когда на ужин была выставлена бутылка коньяка. В прошлом году в это день в базовом лагере под пиком Ленина допоздна звучали песни.
А в этот раз мы поднялись в лагерь 1 за 3 с не большим часа.
Палатки здесь ставить нам не надо было. Так как график восхождения у всех групп разный, то можно договориться о совместном расположении лагерей.
К вечеру начался снег и на следующий день прогноз погоды не обещал улучшения.

31 июля

Прогноз в этот раз не обманул.
Вышли мы во второй лагерь под «моросящий» снег. Мелкая крошка, сыпавшаяся прямо из облака, внутри которого мы перемещались, не сыпала весь день.
Нам предстояло подняться на 1000 метров вдоль гребня. Почти весь маршрут провешен перильными верёвками. Но в такую погоду верёвки все обледенели, и жумар (такое схватывающее верёвку приспособление) совсем не держал. Два снежно-скальных участка, которые не на высоте и не в такую погоду, не представляли бы сложности, здесь мы преодолевали с большим трудом.
На дорогу мы потратили 8 часов.
Первым шёл Дима, и ему приходилось выдёргивать из снега верёвки и тропить для нас дорогу. Замыкал группу Юра, помогавший Александру.
Когда мы буквально вылезли на плато, где расположен второй лагерь, Дима уде поставил палатки и согрел для нас чаю. Мы ещё немного продолжили нашу активную акклиматизацию, расчищая площадку под третью палатку.
Если в первый лагерь мы ещё несли часть общественных вещей, еду, то для этого перехода нас освободили от такой ноши. Но дорога нам от этого легче не показалась.
Когда я стал разбирать свой рюкзак, то был не приятно удивлён. обнаружив спальник и пуховку абсолютно промокшими. На такой высоте, по моим представлениям, не должно быть дождя или мокрого снега, и я опрометчиво не уложил свои вещи в полиэтиленовый мешок.
Я в первый раз провёл ночь в спальном мешке, натянув на себя всю одежду, какая у меня была. К утру пуховку я слегка подсушил и намного согрелся. Для профилактики принял аспирин-С и выпил таблетку снотворного.

1 августа

В горах погода переменчива, и ночью снег прекратился, но ветер усилился. Полюбовавшись открывшимися видами Хан-Тенгри и пика Чапаева, и позавтракав нехитрой сублимированной кашей, мы начали спускаться вниз.
На крутых участках спускались на «восьмёрке» (спусковом устройстве, позволяющим контролировать скорость спуска), но в основном страхуясь вщёлкнутым в верёвку карабином, придерживаясь руками, по-спортивному.
Спустились мы в базовый лагерь под вечер.
С горы в одном из сеансов связи мы заказали баню. К нашему возвращению она была уже протоплена.

2 августа

Сегодня домой улетел Александр.
В этом году он уже побывал на вершинах Килиманджаро и Эльбруса.
Но Хан-Тенгри – гора другой категории трудности.
В альпинисткой классификации есть 6 категорий трудности. И они имеют ещё подкатегории «а» и «б».
Если Эльбрус – 2а, то Хан-Тенгри с севера 5б.
Даже с провешенными по всему маршруту перилами, для меня сейчас она кажется непреступной. Особенно, когда я смотрю на несущиеся мимо вершины облака.
Сегодня с перемычки, 3 лагеря, 5900 метров, откуда начинается штурм вершиной башни, вернулись альпинисты, переночевавшие на этой высоте 4 ночи. За это время погода так и не дала им шанса на восхождение.
Пока с нашего лагеря только 5 человек в этом году побывали на вершине.