Как это было. 3-7 августа.
В горах
16 августа

Пишу эти заметки в пансионате «Радуга» на Иссык-Куле.
Утром я проснулся в палатке на высоте 4000 метров, запорошенной снегом, без всякой надежды спуститься на вертолёте к зелёному лагерю «Каркара». Но чудеса всё-таки случаются, появилось окно в погоде, и мы, не завтракав, загрузились в вертолёт и через 40 минут лёта уже валялись на пахучем, цветущем тянь-шаньском луге.

Я побывал на вершине Хан-Тенгри. Пока ещё не верится, но это факт.

Теперь даже есть документ. Дмитрий Греков, начальник лагеря Южный Иныльчек вручил нам сертификаты об этом событии.
Гора позволила нам это сделать и отпустила вниз более-менее здоровыми. Новичкам везёт.

Попытаюсь сейчас вспомнить о событиях последних дней поподробнее. Но пока получается только скупая хроника.

После акклиматизационного выхода мы 3 дня отдыхали в базовом лагере.

3 августа

Взял штатив и отправился по морене к небольшому ледниковому озерцу, в котором отражалась северная стена Хан-Тенгри. Мне компанию составил Андрей, и позировал на фоне горы.

4 августа

В этот день после обеда мы пошли на гору.
Мы покидали ледник Северный Иныльчек. Казахстан. Нам предстояло подняться на плечо пика Чапаева, спуститься в лагерь 3 на перемычку между пиком Чапаева и Хан-Тенгри, подняться на вершину и спуститься в другой лагерь, в Киргизию.
Наши палатки и продукты были уже во 2 лагере.
До первого лагеря мы дошли уже легче, чем в первый раз.

5 августа

Наш подъём до 2 лагеря в этот раз проходил в хорошую погоду, жумары держали на верёвках, и дорога была уже знакома.

6 августа

Подъём в лагерь 3, 5800 метров.
Этот участок подъёма был нам не знаком. Вышли мы после завтрака и до скального пояса дошли уже привычно на жумарах.
Впереди был всего один человек, который пропустил нашу команду. Дело в том, что, поднимаясь по скалам, впереди идущий человек может нечаянно спустить камень на находящихся ещё внизу. Поэтому первый взлёт мы преодолевали по очереди. Лазание не представляло особенной трудности, но на втором крутом участке у меня развалилась на левая кошка. Хорошо, что все детали остались на местах, и я смог их собрать в рюкзак. Вылез я на одной кошке и на пологом участке Дима собрал мне её. Впоследствии, когда я рассказал эту историю Глебу Соколову, он посоветовал мне убрать резинку на, соединяющей две половины кошки, пластины. По его мнению, именно из-за неё они могут разъединяться.
Когда мы вылезли на купол плеча Чапаева, в простонародье называемый «Петькой», там мы встретили батюшку Александра и его товарища из Алматы. Они возвращались в базовый лагерь. Вчера они дошли до 6800 и повернули назад. Лимит времени на восхождение был уже выбран. Батюшка обратил наше внимание на плохое состояние перил на вершинной башне. В одной из верёвок он даже вырезал лохматый участок и связал её.
При прощании он благословил нас.
Мы поставили палатки у подножья высокого бергшрунда, к которому пришлось спускаться по крутому снежному склону. Хотя нам пришлось неоднократно преодолевать этот участок, пережидать непогоду было уютнее здесь, а не открытой всем ветрам перемычке.

7 августа

По плану мы должны были в этот день выйти на восхождение, но ночью задувала такая пурга, что мы даже не стали имитировать подъём.
Наши предшественники пытались выкопать пещеру на склоне, но, наткнувшись на лёд, отрытое помещение отдали под необходимое в высотных лагерях удобство – туалет. Это, конечно роскошь, но в условиях ограниченной площади и сильных ветрах, я мысленно благодарил неизвестных строителей при каждом его посещении.
У нас в команде тоже есть свой строитель, Люда. Как только мы немного осваиваемся на новом месте, она тут же берётся за лопату. Между прочим, физический труд на высоте – лучшее средство для акклиматизации.
И здесь, без всякого проекта она начала копать пещеру.
В лагере 2 мы посетили одну, построенную солидными москвичами, которые собирались на гору обстоятельно, с запасом времени, не спешившие и поэтому устраивавшие каждый лагерь с максимальными удобствами.
У нас опыта строительства снежных пещер не было, копая по очереди по несколько минут, уже после того, как уже было готово маленькое помещение, появилась идея устроить здесь столовую.
В этот вечер мы отметили там новоселье. Снаружи заметала метель, а мы поужинали в относительном уюте.
Надо отметить, что в высотных лагерях и пища у нас специфическая. В основном – сублимированные продукты. Супы, каши, пюре, которые приготавливаются простым залитием кипятка.