София-Петриче-Мелник-Голд Бич
Портрет

27 сентября

Когда я утром выбежал на пробежку, то увидел на уличных часах, что время в Софии на час идёт впереди моих часов. Пришлось сократить время пробежки, чтобы успеть на завтрак в гостинице, да и программа на этот день была задумана большая.

Жалко было возвращаться с тенистых аллей софийских парков. В понедельник утром все теннисные корты были заняты, на футбольных полях немолодые футболисты, с уже образовавшимися брюшками, гоняли мяч. Не было только видно любителей бега.

Так в Софии рекламипуют Мини.

Неожиданно этот день превратился паломничество по различным храмам и монастырям.

В гостинице нам нарисовали на карте маршрут по интересным местам Софии. Оказалось, что как такового старого города здесь нет, есть только отдельно стоящие памятники и храмы совсем не далёкого прошлого. Мы посетили кафедральный собор с необычными для православного храма рядами скамеек (вдоль стен стояли стулья с фамилиями людей на медных табличках), отсутствием распятия, куда мы хотели поставить свечки за упокой. Побывали в русской церкви Николая Чудотворца и прочитали  там молитвы Святому. Мимо «блошиного рынка» прошли в собор Святого Александра Невского.

Храм Александра Невского.

Немного просветлённые поехали в Салоники.

По совету Антона, с которым я познакомился в этом году в Приэльбрусье, мы решили заехать в монастырь и храм, построенный по инициативе и на средства болгарской предсказательницы Ванги. Недалеко от города Петриче. Место для храма и монастыря выбрано очень удачно. По описаниям здесь, рядом с кратером бывшего вулкана, находятся целебные источники. Сам храм особого впечатления не произвёл, и в монастыре пока не видно ни одного послушника.

Храм Святой Петки, построенный на средства Ванги.

Так же мне Антон рекомендовал побродить по самому маленькому городку Болгарии –  Мелник. Он расположен в узкой долине, зажатой с обеих сторон, песчаными скалами.

Но мы проехали 7 км дальше в Роженский монастырь. Монастырь действующий, но никаких ограничений мы не встретили, только в храме стоял молчаливый монах и читал Святое писание. Надпись перед входом просила соблюдать тишину.

Народу кроме нас не было никого, и если мы и обменивались замечаниями, то только шёпотом. Хотелось слушать эту необыкновенную тишину. Было непривычно чувствовать присутствие людей, их молитвенные усилия и в то же время не слышать ни одного звука, кроме скрипа своих шагов по древнему деревянному настилу и не видеть даже силуэтов проходящих монахов.

За дверями келий не слышалось ни единого звука.

Для меня этот монастырь, пожалуй, самое яркое впечатление за нашу поездку. Спасибо Антону за рекомендации.

Мы поставили свечи, попили воды из источника.

Хотя от храма Ванги всего 20 километров, количество паломников и туристов в монастыре намного меньше. Мы здесь встретили ещё одну пару, так же на цыпочках и даже без фотоаппарата бродившую по зелёному двору монастыря. Обстановка трапезной и храма очень скромная. В трапезной длинный стол, вытесанный из одного ствола дерева и простые лавки.

Внутренние стены храма украшены фресками, но за их сохранностью, по-видимому, не очень следят. Нет, чистота внутри монастыря идеальная, может быть, к обращению со святынями в монастыре другой подход – естественное старение или чудесное обновление, всё одних рук дело.

Ничего на продажу, никаких сувенирных лавок. Скромно и с достоинством.

Тихий внутренний двор монастыря.

Две виноградные лозы создают этот зелёный потолок во внутреннем дворе.

В Мелнике во второй попавшейся гостинице и заночевали. Гостиниц здесь много. То есть весь город – одна большая гостиница. Это была самая дешёвая, но самая спокойная ночь за последние дни.

Всем, кто поедет из Петербурга в Афины, настоятельно рекомендую остановиться здесь и побродить по окрестным горам.

За ужином Юра отведал местного удивительно терпкого вина.

Скалы Мелника на закате

28 октября

Утром я выбежал на разведку. Она затянулась. За несколько минут я оббежал все улочки городка и направился в глубину ущелья. Неожиданно нашлась узенькая тропинка, по которой я поднялся на перевал и увидел перед собой другое ущелье. Мне показалось, что, спустившись вниз, я увижу Роженский монастырь, но долина, в которой я оказался, привела меня к другому храму, Святого Георгия. Пробежка заняла полтора часа.

Мы решили позавтракать в каком-нибудь другом ресторане городка, но, только мы вышли из отеля, нам начали попадаться интересные пейзажи и заманчивые указатели до различных монастырей. Так что позавтракали мы уже в обед.

Монастыри, точнее их развалины, находились на верхней кромке ущелья. Один из храмов имел чин митрополитского. Как мы прочитали на аншлаге перед входом, они были разрушены в результате землетрясения. Не зная истории, я подумал, что в период османского ига, возможно, православные монастыри хозяева не вышли нам на встречу.

Мы поужинали варёной картошкой с консервами и улеглись спать под шум моря, стрекот цикад и шум автострады.строились в труднодоступных местах, а после освобождения Болгарии уже не было смысла их восстанавливать, появились новые возможности, и митрополит разместился в столице.

Картинки с Мелника

В Мелнике коты тоже разбираются в вине.

А мы только учимся разбираться в винограде

От Мелника до границы Греции
20 км  и мы оставшиеся левы потратили на сувениры. Юра купил мелникского сухого вина, я мёда.

На первой же заправке в Греции я купил подробную карту и по пути в Метеоры из Салоников обнаружил заманчивые значки кемпингов на побережье. Мы съехали с автострады и расположились лагерем с видом на гору Олимп. У меня сразу возникло желание подъехать к горе поближе.

Кемпинги на карте выглядели намного привлекательнее, чем оказались в натуре. Кроме того, когда мы подъехали к одному из них с гордым названием «Голд Бич», у ворот нас встретила здоровая охранная собака, спущенная с цепи. Гостеприимные хозяева так и не появились.

Ужин с видом на Олимп.

Сейчас мы в Метеорах

Отсюда 1 октября отправимся в Афины на финиш нашего автопробега.