Дела для бездельников

В лесах, горах, на море и под водой

Previous Entry Share Next Entry
От Сан Мало до Лондона
Портрет
shchsg

В этой теме я хочу рассказать о нашем походе на яхте "Андромеда" по северной Европе в 2007 году. Просто мои дневники.

С «Андромедой» по пяти  морям

 

Вначале было желание освоить новый для меня вид транспорта – парусную яхту. Потом курсы ГИМС. Летний поход по Балтийскому морю на клубной яхте «Нева». Летом 2007 года я решил арендовать сам яхту и отправиться в поход из Швеции в Норвегию.  С арендой яхты в Стокгольме проблем не было, не удалось найти капитана-наставника ни в Москве, ни в Питере. На Канары - Мальдивы пожалуйста, а на север никого.



Может плохо искал.

Но что не делается  всё к лучшему. Прошлогодний опыт не прошёл даром. Российский яхтенный мир тесен. Мои новые друзья с яхты «Нева» познакомили меня с Виталием Васильевым, владельцем яхты «Андромеда», который сам её подготовил к кругосветному плаванию и в прошлом году дошёл до французского города Сан Мало.

Моё предложение побывать в Норвегии и  обойти вокруг Великобритании заинтересовало Виталика, и принципиальное решение о походе было принято быстро. Было два условия, ограничивающие наш поход:

1) заканчивающаяся 1 августа шенгенская виза и соответственно ближайшая для нас страна, где мы могли бы оставить яхту, была Марокко.

2) мне надо было быть в Питере не позднее 15 августа.

 

 К подбору команды я подошёл спокойно. Предложил всем своим друзьям, кто с моей точки зрения захотел бы попробовать себя в качестве матроса, определяющим стало желания человека, и наличие у него свободного времени. Никакими строгими обязательствами никого не хотелось связывать и будущие члены команды могли при желании всегда с любой точки маршрута сойти на берег.

Капитаном согласился пойти Виктор, с которым я ходил в прошлом году на «Неве». Матрос и кок тоже нашлись быстро. Мои друзья, не бывавшие в море, но зато имевшие страстное желание  путешествовать.

 Чем отличается путешественник от туриста? У туриста всегда куплен билет на обратную дорогу. В это раз я впервые за последние 25 лет почувствовал себя путешественником. Сейчас у нас  на руках были английская и шенгенская виза в паспортах и билеты до Парижа.

 

1 мая

 

Мы в Париже. В аэропорту беру в прокат машину на 3 дня. Так на четверых поездка в Сан Мало обойдётся дешевле и достопримечательности Парижа и интересные места Бретани  можно осмотреть не торопясь.

Первое, что мы увидели в Париже – первомайская демонстрация трудящихся. В основном иногородних. В Париже она выглядела и весело и комично и трагично и тревожно одновременно. Портреты Ленина, Маркса, Энгельса и Че Гевары соседствовали с портретами каких-то мусульманских лидеров похожих на Садама Хусейна.

Тут же шло театрализованное представление, где артисты выступали в костюмах героев из эпопеи «Звёздные войны». Я люблю этот фильм, и было жалко, что имидж принцессы, Люка и Лорда Вердера использовали политиканы.

Пахло шавермой, и периодически проходили группы молодёжи, что-то громко скандируя и повторяя лозунги заводилы кричащего в мегафон.  Дело Ленина живёт, не знаю, побеждает ли. Я уже отвык от разгорячённых толп и чувствовал себя не в своей тарелке. Окончания праздника дожидаться не хотелось.

 

Отметились у Лувра и Нотр Дам и к вечеру уже любовались ночным Сан Мишелем.

Ночевали на яхте в Сан Мало.

 

Подготовка яхты к походу одно из важных составляющих путешествия и мне хотелось, как можно больше поучаствовать в этом деле и пополнить свой прошлогодний опыт.

Не буду перечислять весь перечень работ выполненных и невыполненных, для этого я завёл специальную тетрадь, где старался аккуратно записывать все новые и интересные для меня сведения. У нас для подготовки было 2 недели, и, судя по тому, что яхта сейчас стоит в Марокко и практически готова к продолжению путешествия, построена она и подготовлена была достаточно хорошо,  а о том, что улучшать и совершенствовать любую лодку можно бесконечно,  знает каждый владелец.

 

Далее дневник из писем, которые я отправлял родным и друзьям по Интернету.

 

10 мая

Сан Мало. Центр яхтенной жизни Бретани.

Приливы и отливы здесь едва ли не самые сильные в мире. Соответственно и сильные  приливные течения. Есть стоянки в бассейне, где  постоянный уровень воды поддерживается шлюзом, и приливные марины, в которых понтоны поднимаются и опускаются по направляющим вместе с океанской водой и яхтами, пришвартованными к ним.  Первую неделю мы стояли в бассейне Vauban за шлюзом. Приливы отливы не беспокоят. Стоянка в центре города у городской крепостной стены. Живём как в музее. Мимо целый день фланируют сотни туристов. Сан Мало –  пиратский город с вековыми морскими традициями. Во время  Второй Мировой войны был разрушен, но сейчас с любовью и высоким мастерством восстановлен в прежнем виде. За время похода мы побывали во многих городах, и везде старый город никого из нас не оставлял равнодушным.

 

 

12-13 мая

Вчера помыли подводную часть яхты. Подошли к стенке около слипа во время полной воды пока не уперлись килем в дно.  Здесь разница между уровнем воды  время прилива и отлива достигает 12 метров. Эти метры убывают за 6 часов отлива различными долями. В первый час 1 метр, затем 2, 3, 3, 2, 1.  Соответственно так же вода прибывает при приливе. Наша осадка 2 метра. Через 2 часа отлива мы могли уже приступить к работе. Для работы нам море отпустило в этот день 8 часов. Корпус яхты представлял из себя ферму для выращивания различных морепродуктов. Съедобных или нет я не знаю, но потрудиться нам пришлось изрядно. Взялись мы за дело с энтузиазмом и с очисткой  справились досрочно. Как обычно – 4матроса из России успешно заменяют моечную машину.

Яхта после помывки побежала в 2 раза быстрее.

 

 В первые дни, когда у нас было машина мы несколько раз ездили в Сан Мишель. Это городок, построенный на скале в море. Строили его на протяжении 1000 лет. За крепостной стеной сразу же начинаются постройки, как написано в путеводителе, вначале трудового люда, выше военных  и дворян, а на самом верху расположено аббатство. В один из приездов нам повезло, мы попали на службу. Трудно сейчас описать чувства, которые я испытал по окончании службы. Мне особенно запомнились чистые и ясные глаза монашенок, которые подходили к каждому из присутствующих и брали за руки.   

Много народу приезжает на экскурсии. Встречаются и русские. Есть экскурсии с гидом во время отлива по побережью. Это место является заповедником. Но фоток хороших не получилось. Не было света. Может быть в другой раз. В эти места обязательно надо будет ещё раз приехать.

 

Борис однажды вышел на приливе и насобирал пакет мидий. Часть сварили в кастрюле, а часть  приготовили в духовке. В духовке оказалось вкуснее.

Купили велосипед и теперь в магазины и по городу можно ездить на велосипеде. Будем возить его с собой и на стоянках пользоваться.

 

 15 мая.

 

Фотографировали и снимали на видео, как умирала яхта, выброшенная на берег предыдущей ночью. Её, по-видимому, сорвало с якоря. Хозяин, кажется, приходил, она обвязана канатами, но почему-то не смог стащить на воду. И вчера был сильный прилив и шторм и, её разбило на наших глазах.

 

А сегодня, только мы сели завтракать, к нам стук в яхту. Оказалось таможня. Похоже, наша компания вызвала какие-то подозрения. Да и вид у нас такой бомжеватый. Хотя Юра заметил, что большинство, кто приходит на яхтах в клуб, шармом не отличаются. Спрашивали удостоверения на право управлением и сертификат радиста. Я решил ничего не показывать (какой я капитан, если не знаю, где документы на яхту лежат). Интересовались кто, где и как работает. Осматривали довольно пристально. Когда нашли фотоаппарат, я показал им свои фотографии.

А сегодня в первый раз вышли под парусами. С места новой стоянки удобнее выходить в море, не надо проходить шлюзы. Для первого раза получилось неплохо. Лучше, чем можно было ожидать от нас (кто полгода не был в море, кто второй раз на яхте). 

В тетради множатся записи ошибок, которые я каждый раз допускаю. Их столько много, что они даже не повторяются.

 

17 мая

 

Утром я пошёл фотографировать яхты, стоящие на отливе. Отлив и прилив сегодня максимальный за этот год. Фотографий хороших не получилось, но устриц при таком отливе было много. Я их собирал, разбивал камнями и тут же ел. Вкус специфический! А когда и ребята притащили ещё 2 пакета, я уже есть их не мог.

 

 

19 мая

 

Мы вчера пришли вечером в порт Хелиер на острове Джерси, Англия. Я совершил ошибку. Не вышел на связь по радио и не знал, что надо было поднять жёлтый флаг, чтобы нас проверил паспортный и таможенный контроль.

Но потом в марине объяснился  с харбор-мастером и он вызвал пограничников. Они многое объясняли, что и как надо делать, когда приходишь в иностранный порт. Сегодня купил флажки. Как любит говорить наш капитан: « Век живи, век учись».

Искали в магазинах карт-плоттер с радаром, но я пока в сомнениях, надо ли нам его покупать.

Переход из Сан Мало я рассчитал более менее нормально, но немного  ошибся с планом обхода мели и подхода к порту. Не нашёл более удобный фарватер в альманахе.

 Шли в лавировку. Когда не было ветра, шли под двигателем. Ставили авторулевого. Он у нас англичанин. Зовут его Эрик, фамилия Simrad.

Купили двигатель для тузика.  Носимую рацию. Ждём нужного ветра. Нам идти на север. А ветер как раз оттуда. По прогнозу только во вторник будет ветер юго-юго-западный. А когда нам огибать мыс Ла Аг (западная оконечность полуострова Котанен)  там будут течения до 10 узлов и при встречном ветре могут образовываться стоячие волны и водовороты. Думали делать остановки в Шербуре и Булони, но если ветер будет благоприятный, то пойдём до Кале. А там будем решать по поводу Лондона. Пока читаем лоции.

Здесь в офисе яхт-клуба работает один негр. Зовут Хелед. Оказалось, что у него жена из Оренбурга. Есть трое детей. Он имеет дом в Шарм-эль-Шейхе. Сам инструктор по дайвингу, а жена бывшая наша балерина и с сентября по май преподает танцы в Шарме.

Только что посмотрел прогноз погоды, который повесили на стенде. И ничего хорошего на эту неделю. Ветер северо-восточный. То есть с той стороны, в которую мы собираемся идти. Так что надо набираться терпения и учиться ждать. Интересно, насколько нам его хватит.

 

23 мая

 

Пробираемся против  северо-восточного ветра по Ла-Маншу. Ветер не сильный и когда начинаются приливные течения (для нас противные, то есть на встречу) приходится включать двигатель. Так что из 12 часов, часов 4-5 идем под двигателем и парусами как сейчас. Зато, когда течение попутное, несёмся с ним вместе. Кораблей пока встречается не так много, как я думал. Может, это пока мы  идем в стороне от судового хода. Ночью будем пересекать Ла-Манш. Благо видимость по прогнозу должна быть хорошей. Каждый день учусь, узнаю много нового, читаю английские альманахи. На лодке, пока нет сильных волн  и море спокойное,  можно  полчаса спокойно читать,  а потом начинает слегка мутить, и я выхожу на палубу.

 Хотели вначале идти небольшими переходами. Были сомнения, сможем ли мы с не привычки долго идти и нести ночные вахты. Но сейчас погода  благоприятствует, и даже при встречном ветре решили попробовать дойти до порта Рамсгейт. Это на юго-востоке Англии у входа в Канал  (как здесь  зовут Ла-Манш).

Самое опасное место, отмеченное на карте сильными течениями и стоячими волнами, мы сегодня прошли под двигателем. Вышли вечером, рассчитав предварительно подходы к этому месту (мыс Ла-Аг ), чтобы в момент прохождения для нас было попутное течение. Сегодня коэффициент силы приливов был всего 50%, и течение оказалось не таким сильным. Так что я и не знаю, то ли нам повезло, что так легко прошли это мыс, то  ли обидно, что не смогли опробовать все свои  возможности.

 

24 мая четверг

 

2 часа ночи. Идем вдоль судового хода канала. Ветер слабый, перемещаемся только благодаря течению. Уже виден корабль-маяк на нулевом меридиане. Видимо его установили специально для туристов проплывающих на круизных кораблях. Виталий говорит, что надо отметить пересечение этого меридиана выпиванием забортной воды. Виктор хотел искупаться.

Приходится писать как товарищу Сухову. Извините за задержку, пришлось одевать гидрокостюм и лезть снимать намотавшиеся на винт водоросли.

Пошли быстрее, и скоро будем фотографироваться у нулевого меридиана.

Сфотографировались на границе западного и восточного полушария. Искупались.

 

И сегодня  25 мая в 9 часов утра ошвартовались в гавани города Рамсгейт. Проходили Дувр. Высокие скалистые берега. Белые скалы. Похоже известковые. Крепость на высоком берегу. Вспомнились мушкетеры. Наверное, они здесь пересекали Ла-Манш, чтобы привезти подвески для королевы.

Машину в прокат взять не удалось. Городок не большой.  Хотя в порт приходят паромы с материка.  Нет офисов крупных компаний, моего любимого Hertza.  И сегодня пятница, weekend.  Мне сказали, что машину нужно заказывать за неделю.

В Лондон по Темзе решили не идти. И таможенники, которые  нас проверяли, советовали ехать на поезде. Мне было бы интересней на машине. Постоять в пробках, когда никуда не спешишь, поглазеть по сторонам в Англии, было бы интересно. Но, говорят метро удобнее.

Сегодня в первый раз вышел на связь с порт-контролем. Получилось для первого раза не плохо. Кстати здесь в Англии с людьми общаться намного сложнее, чем с не носителями языка. Какая-то  односторонняя система общения получается. Они меня понимают, пытаются помочь, а у меня с приёмом возникают проблемы. Проще общаться с такими же не англичанами.

 

 

26 мая суббота

 

Хотели поехать в Лондон на поезде. Но по дороге на  ж.д вокзал я встретил на пирсе пожилую пару яхтсменов из Англию Они поинтересовались что за флаг на нашей яхте . Разговорились . Они удивились, что имея яхту мы собираемся ехать на поезде в Лондон. Я объяснил, что мы не уверены в своих силах, и путь по Темзе кажется нам сложным и без лоцмана нам не обойтись. Они уверили нас, что плавание не очень сложное и рассказали в общих чертах, когда надо начинать движение, хотя в лоциях это всё написано.  Даже дали карту Темзы.  

Теперь я  рад, что не удалось взять машину на прокат, и у нас есть шансы прийти в Лондон на яхте. И даже думаю,  что нам было бы стыдно  перед яхтой, если бы мы съездили в Лондон, а она, проделав такой путь, так там и не побывала. Это было бы похоже на предательство. А  теперь мы будем пытаться сделать это вместе.

 

27 мая воскресенье

 

Прогноз погоды на сегодня и завтра плохой, так что выход в Лондон отложили. С утра хорошо побегал. Наверное, это лучшая пробежка за это время.  Хотя в Сан  Мало пробежки вдоль моря во время отлива были не менее запоминающиеся. Вид примерно как в Новой Зеландии на стомильном пляже. Рано утром. Бежал вдоль обрывистого берега. И вдоль всего побережья между обрывом к морю и линией домов ГАЗОН. Кажется, что каждый домик со своим характером и душой. Насколько я не люблю наши заборы. И люблю финские и хутора, где их нет. Настолько мне понравились заборчики в Англии. Они созданы не столько для охраны, сколько для придания уюта, и только подчеркивают характер каждого дома.

Если бы я подготовился лучше с лоцманской точки зрения. И была бы у меня уверенность в наших силах, сейчас бы пережидали непогоды в Лондоне. А с другой стороны я бы не побегал по дорожке, поездить по которой на велосипеде, наверное, приезжают из Лондона. Она называется Vicking Coast Trail.

 

28 мая понедельник

 

Начал учиться добывать прогноз из Интернета. Нашёл несколько сайтов. bbc.co.uk metoffice.gov.uk и пробовал meteofrance, но, похоже, там  самая интересная информация  платная. Прогнозы довольно точные и мы выжидаем, потому что подход к Лондону нужно делать в 2 этапа. Вначале подойти к устью Темзы, а затем с приливом подняться до Лондона. По прогнозу сильный ветер. Учусь терпению. Ждём у моря погоды.

Конечно, повернём обратно, чтобы успеть до середины августа в Марокко. Потому что оставлять яхту в Шенгене ещё на один год нельзя.

Я нахожусь в предвкушении встречи с Лондоном.

А вообще то так хорошо никуда не спешить, и у меня  всегда находятся дела, в море мы или на берегу.

Вчера  видели безобразную сцену на улице Рамсгейта. Днём пацан лет 14 подбежал к пожилому джентльмену и ударил его сзади в ухо. Что там было до этого, мы не знаем. Джентльмен естественно догнать его не мог. Они долго препирались на расстоянии.  Потом этот пацан ещё долго хвалился своим корешкам о подвиге. Главное,  что прохожие только наблюдали за этими событиями и не вмешивались. Видимо так проявляется  принцип свободы частной жизни.

 

30 мая

 

Мы в Лондоне!

Яхт-клуб в самом центре.  У Тауэра английской королевы. Мост. И лондонский Сити.

Вчера рассчитали выход, но  ветер был встречный с порывами до 27 метров. Шквалы были приличные. Брали рифы и ставили штормовой стаксель. Шли в лавировку, но когда заметили, что не успеваем по течению к точке, где мы должны были ждать следующего прилива, пришлось убирать паруса и большую часть идти под двигателем. Стояли на буе.

На следующее утро проснулись в 4 утра, чтобы попасть в устье Темзы к моменту начала прилива. У нас было в запасе 7-8 часов. Шли долго, большая часть пути проходила по промышленным зонам, но за все наши усилия мы были вознаграждены отличной стоянкой. Причём по ходу пути мне приходилось связываться с

Лондонской службой по управлению движением на Темзе (проходили через так называемый приливной барьер.) Потом связывался с яхт-клубом, спрашивал о наличии мест и разрешение на прохождение шлюза. Как мне показалось, объяснил и составил радиограмму вроде правильно, но когда мне стали задавать вопросы или рассказывать, что надо делать, я ничего не понимал. Но, тем не менее, мы в Лондоне.

 

 

1 июня

 

Вчера весь день гуляли по Лондону. (

Тауэр особенного впечатления не произвёл. Как-то всё  по игрушечному выглядит. Много туристов.

В белой башне  Тауэра (там раньше был Арсенал, где хранилось оружие) целый этаж отведён под истоию терроризма в Англии. В 1609 году католики заложили 36 бочек пороха и хотели взорвать весь руководящий состав той Англии и во время смуты поменять власть. Интересный ход в свете современной борьбы с терроризмом. В Лондоне много встречается иноверцев и видимо этой выставкой историки хотят напомнить, что терроризм не где-то там, а с  нами вместе и в наших головах.

На Темзе встретили рыбака, который по говору принял нас за поляков. Разговорились. Ловит он угрей. Посоветовал нам сходить в яхт-клуб St Katherina и посмотреть, как живут на яхтах миллионеры. Я не стал приглашать его на нашу яхту.

Прогулялись по Лондонскому Сити. Эклектика, возведённая в норму. Так бы я назвал то, что мы здесь увидели. Это не только небоскрёбы среди старых банков и офисов, но и джентльмены в костюмчиках с иголочки и галстуках, (зонтик необязателен, но желателен) после работы стоящие и сидящие в ближайших пабах, и элегантно дующие пиво.  В таком виде им бы разъезжать с личным водителем в «Мерседесах», а они в метро. Кстати  автомобильных пробок в центре не наблюдалось. 

Наконец то нашёл в магазине овсяную кашу. Сейчас пробуем.

 

 

 

1 июня пятница

 

Сижу сейчас у Тауэровского моста и наблюдаю, как под звуки волынки он разводится  буквально на 5 минут, и речной круизный пароходик проходит вниз по течению. Рядом уже расположились фотографы со штативами снимать вечерний мост. Он, как и все мосты подсвечивается, но мне показалось, что отдельные фонари светили слишком ярко, и вдохновение не посетило.

Сегодня тоже. Весь день таскал рюкзак с фотоаппаратами и не сделал ни одного снимка.

Я понял, что никакие фотографии (их можно купить у нас в магазинах) не передадут ту атмосферу и какой-то особенный шик этого города.

Ездили и ходили по Лондону на автобусе и столько всего пересмотрели, что к 6 часам вечера были уже никакие.

Вначале сходили в район Ковент Гарден на Оксфорд стрит. Там нам посоветовали искать магазины, где можно купить было видеокамеру. Конечно не Сингапур, но в отличие от других мест, где мы были, выбор довольно большой. По дороге прошли Трафальгарскую площадь, посмотрели на конную гвардию, побывали у Бекенгемского дворца, у здания парламента и Биг Бена.  Прошлись по Гайд парку. Очень много людей бегает по Лондону. Я даже нашёл на одном из рекламных щитов трассу Лондонского марафона. В парках, конечно очень хорошие газоны, на которых где только можно сидят люди. Мы по наивности  сели в один из стоящих, почему-то свободных шезлонгов, и к нам тут же подошёл молодой человек с переносной кассой в форме служителя парка и попросил нас заплатить  за аренду 3 фунта. Когда вечером мы делились впечатлениями об увиденном Борис сказал что « вот видел людей в парках, так они даже на шезлонг не садятся, потому что хотят быть поближе к земле», мы  с Юрой засмеялись.

Здесь есть экскурсионные автобусы, на которых можно перемещаться целый день, выходя и заходя на любой остановке. Так мы объехали и посмотрели почти все достопримечательности Лондона. В наушниках  можно слушать гида на русском. Проезжали мимо…  Хотелось всё перечислить, но не  получится. Сюда нужно приезжать хотя бы на месяц.

Когда приехали на причал речного катера( поездка на нём входит в стоимость автобусного билета) я увидел , что рядом с колесом обозрения проходит выставка Сальватора Дали. Мы с Юрой сходили и не пожалели это раз. Можно даже было купить  некоторые гравюры.

Короче говоря, Лондон поразил. Видели постамент, посвященный строителям Лондона. Да, они этого заслуживают.




?

Log in

No account? Create an account