Дела для бездельников

В лесах, горах, на море и под водой

Previous Entry Share Next Entry
От Пескары до Мальты
Портрет
shchsg
А это дневниковые записи нашего похода в прошлом году по Адриатическому и Ионическому морю.

27 сентября

В компьютере появился новый документ под названием « Юпитер». Так называется яхта, Бавария 39, 2005 года, которую я арендовал в итальянском порту Пескара на Адриатике.

Сейчас наша семейная команда (со мной ещё моя жена Валентина и сын Михаил) наблюдает закат с борта парома Seafast 8, следующим из Хельсинки в Росток.

 К месту начала нашего морского путешествия мы решили добраться на машине. Надоело постоянно в аэропортах доказывать, что в наших неподъёмных баулах снаряжение для дайвинга, фото и видеоаппаратура. Поэтому загрузили машину и вперёд.


Нас ждёт Париж и Рим. На сухопутное путешествие мы отвели 1 неделю. Хотя строго говоря путешествием нашу поездку не назовёшь . У нас есть билет на паром из Ростока в Хельсинки на 16 ноября. Но с момента нашего отъезда из Питера время изменило своё течение, а может быть мы пересекли не только финскую границу, но и перешли в другое измерение. Путешествующее. И сам я превратился из хомо-сапиенс в хомо-путешествующий.

В планах на этот год морских путешествий не было. Зимой Альпы, летом Памир. Но случилось так, что зиму я провёл на курсах шкиперов, а весну  и начало лета в подготовке нашей клубной яхты к походу на Белое море. Но поход тоже по ряду причин не состоялся, а пройти цензовое плавание в 1500 миль для завершения шкиперской программы надо.

Была идея пройти по Средиземке на «Андромеде», с Виталием, с которым в прошлом году сходили в поход по северу Европы, но опять же не сложилось. Високосный год .

Чтобы облегчить свою  задачу, надо было сократить количество факторов, от которых зависит её выполнение, то есть положиться только на самого себя.

Каждый раз, когда я планирую свои походы, я начинаю приглашать своих ближайших друзей, постепенно расширяя свой круг. И чаще всего  приходится слышать в ответ на свои предложения: «Как интересно! Но…!».

Но, желающие нашлись! Жена всегда старается поддерживать меня в начинаниях.  Сын закончил в ГИМСе курсы  рулевых. И решил провести с нами отпуск.  В Италии должен к нам присоединиться Борис.  А на Мальту собирается приехать Александр с Ириной. С Александром мы встречаемся в бане, и он единственный, кто на мой эксперимент - в конце концов приглашать всех желающих, ответил: «А почему бы и нет».

Маршрут по морю такой. Пескара (3 октября)- Мальта (13-20октября). На Мальте хочется постоять недельку, понырять. Затем Сицилия (восток) (20-25 октября) , Липарские острова, Хорватия (5-11 ноября), если успеем ,то Венеция.

 

10 октября 2008 г.

 

Огибаем мыс Отранто. Ветер попутный 18 узлов. Автопилот справляется. И есть возможность записать все события последней недели. В море всегда находится время для этого.

 Позади Германия, Бельгия, Франция.  За 3 дня мы осмотрели из окна экскурсионного автобуса и с Эйфелевой башни  Париж, заехали в Версаль и, через  моё любимое место в Альпах, Шамони, отправились в Рим.

Раньше эти города для меня существовали только на карте и в книгах, а теперь они остались и в моей душе. Несколько лет я откладывал своё свидание с Гималаями, зная, что они околдуют и будут звать к себе, так  и Париж уже начал манить меня. Появился ещё один  план - снять мансарду когда-нибудь в центре и на месяц погрузиться в его жизнь.

В прошлом году у меня появился свой способ знакомства с новыми местами. Утренние пробежки. Много можно увидеть, выбегая по улочкам города на набережную Сены, вдыхая аромат утреннего кофе с круасанами . Можно поделать гимнастику в одном из зелёных уголков Рима с видом на Колизей и пробежаться по древнему ипподрому. Энергетику этих городов невозможно получить из книжек или сидя у телевизора. Надо было самому попасть в эту точку и почувствовать её.

 

Прошли мыс Отранто. Надо бы увалиться, но я тяну это галс. На Бавариях так сделаны краспицы, что фордевиндом не походишь, гик больше чем на 50 градусов к ДП боюсь устанавливать. ( Нас учили – гик до вант. ) Парус и так лежит на краспицах. Придётся идти в лавировку бакштагами. И генуя без спинакер-гика хлопает на волне. Давно уже скрутили. Но и под одним гротом идём  под 6 узлов.

Мой яхтенный опыт не богат. В двух дальних походах, где я участвовал, средняя скорость была 3 узла и сейчас переходы больше 100 миль в сутки, конечно, радуют. Скорость под двигателем просто фантастическая 2000 оборотов – 7 узлов.

 

13 октября

Это мой первый опыт аренды яхты, и я впервые выступаю в роли капитана. Впервые на Адриатике, в Ионическом море. Мне нравится быть первооткрывателем. И отвечать на вопросы, о том, «что мы видим?» и «где здесь это?» - «Я здесь тоже в первый раз». Удобно, когда тебя за ручку водит экскурсовод и рассказывает о том, как здесь жили –были до нас, но мне важен мой личный опыт и своё ощущение момента.

 Я знаю, что путешественник путешествует 3 раза. Подготовка, само путешествие и воспоминания.

Поиск яхты в Интернете, переписка с чартерной компанией, переводы денег (с карточки почему то не снимали), покупка карт, лоций и поиск отчётов походов по этим местам.  

Это далеко не все дела, которыми мне приходилось заниматься последние дни. Как в последний день перед экзаменом всё казалось, что что-то забыто, что-то  я не знаю, не выучил или не успел. Впрочем, это так и есть. И наше плавание, надеюсь, будет не только занимательным, но и учебным. А, когда человек учится и открывает что-то новое в себе и для себя, он чувствует себя молодым. И в этот раз из похода мы вернёмся одновременно и помудревшими и помолодевшими.

Под ровный гул дизеля проходим остров Капо Пассеро, на самом юге Сицилии, до Мальты, самой южной точки нашего похода осталось 60 миль.

Может за мысом поддует ветер с северо-запада. Уже 14 часов идём под мотором. Ветра остались на севере, откуда  нас догоняет неприятная зыбь.

Мы передвигаемся быстрее, чем я успеваю записывать.

«В первый раз». Как часто я буду повторять эти слова в этом походе.

Приём лодки в Пескаре занял 2 часа. Франческо был со мной на равных в знании английского, но проверили по чек-листу последовательно всё.

В результате

1 Был заменен пустой газовый баллон.

2 Принесены дополнительные одеяльца ( одеялами их трудно назвать). Всё таки не август месяц. Я взял с собой спальник, но в спортивном магазине купили ещё один.

3 В ответ на мой вопрос об отоплении был принесён электрический обогреватель. Уже пользовались на стоянке в Пескаре.

4. Бумажные карты оказались только Хорватии. Но я не беспокоил Франческо по этому поводу, хотя в контракте они были указаны. Я взял с собой комплект путевых карт почти на весь планируемый маршрут. Забегая вперёд скажу, что как самый дорогой сувенир из Италии я везу одну из карт масштаба 1:100000 , купленную за 40 евро.

5. Были  отмечены самим Франческо неправильно показывающий лаг, маленький барометр. Отпорник не отпирал, а только захватывал Заменены батарейки в фонариках.

6. Не оказалось в комплекте страховочных сбруй и штормового леера. Пришлось потратиться на один комплект. Благо на машине и можно всё увезти с собой.

7. Была уже мной замечена царапина на правом борту, Отметили в листе и это.

 

8. По такелажу и парусам вопросов не возникло.

 

На следующий день провели ходовые испытания. Закрутка грота в мачту, конечно, облегчает работу с парусами, но прогиб грота по нижней шкаторине делает парус более пузатым и после четвертонника, с парусами, отлаженными для гонок, круизный вариант парусов кажется тяжёлым и грубым. Впрочем, универсальность при немногочисленной команде даёт свои преимущества. Я один могу и убрать и поставить паруса. Правда сегодня в слабый ветер их было трудно настроить, но может это тоже недостаток моего опыта.

Как бы то ни было, но на лучшей яхте я ещё не плавал.

Трудно описать мои чувства на первом выходе. На всех, яхтах, на которых мне приходилось рулить, был румпель. Понятия «вправо и «влево» уже закрепились в моторной памяти, и рука сама выбирала «нужное», противоположное направление. Сейчас через неделю нашего плавания, можно сказать, что я немного привык. Но при управлением тузиком опять всё переворачивается с право на лево.

Швартовка кормой тоже в северной Европе не принята (всё больше лагом и носом к понтону). Отсутствие этих навыков добавляло остроты в моё упражнение.  Слава Богу, первый опыт закончился благополучно.

 

16    октября

 

События происходят с большей скоростью, чем я успеваю их фиксировать. Вчера фотографировали старт прибрежной гонки Rolex Middle Sea Race. Стартовало всего 20 яхт. 18 будет дан старт основной гонки. Под российским флагом лодок не видели, но с российским номерами на парусах было 2 яхты. В Msida marine о составе участников не знают, о расписании совсем приблизительно, отправляют за информацией в королевский яхт-клуб. Но до него тоже нет времени добраться.

 Надо баллон с газом заменить. Наконец то нашли лоции на английском, купили перегоревшие лампочки, заменили прикуриватель. Здесь, в отличии от Италии, в яхтенных магазинах из мелочей для яхты можно купить пожалуй всё. В нашей марине мы с трудом  нашли место на набережной, без электроснабжения. В туалет и душ пешком 20 минут, на тузике – 3. В яхтенном центре сказали, что мест на понтоне в ближайшее время не ожидается, а низкий сезон начнётся только в январе. На будущее, если когда-нибудь окажусь в этих краях, решил, что надо бронировать место для стоянки заранее.

Сегодня взяли напрокат машину. Объездили пол острова. Нашли русский дайвцентр. Побывали в Мдине и Рабате. Вчера обошли всю Валлетту. Сыну уже надоело торчать в городе, когда вокруг столько прозрачной и тёплой воды. Но если мы стронемся с места, можем опять на него не попасть.  А хочется посмотреть старт гонки. И побывать на вечеринке перед стартом. Но времени как всегда не хватает. Невозможно одновременно находиться в двух местах.

 

17    октября

 

Наше путешествие становится похожим на паломничество. Париж – собор Парижской богоматери, Рим – собор Павла, Бари – базилика Николая угодника, Валлетта, Мдина, Рабат – все эти места связаны с житием апостола Павла.

Каким-то чудесным образом, совершенно без всякой подготовки судьба нас занесла в Бари. Не подозревая о том, что там находятся мощи святого Николая, я планировал зайти в этот порт, для встречи Бориса. Перед самым отъездом к нам Борис «случайно» узнал о мощах от человека, который мечтает туда попасть. Попутный ветер легко донёс нас из Пескары до Бари. На месте марины, указанной на моей Симаповской карте, оказался порт для паромов, обходить несколько миль в Стрый порт не хотелось и мы остановились в новой марине, не указанной в наших картах. На территории большого спортивного комплекса.  До центра далековато. Но электричество и вода есть. Сразу по сравнению с северной Европой отметил высокие цены на стоянку – 30 евро за ночь.

Из всех святых мест, которые посетила наша команда, Базилика Святого Николая оставила наибольшее впечатление. Да и как могло быть по другому. Ведь Николай покровитель моряков и путешественников и икона с его изображением заняла красное место на нашей яхте. На площади перед базиликой стоит статуя святого. Подарок Путина городу в исполнении Церетели скромного размера, не выше самого здания, и даже, аккурат в размер дверей. Видимо с надеждой, что когда-нибудь благодарные жители Бари занесут её во внутрь без перестройки самого собора.

Место удивительное. Мы были в соборе вечером, не во время службы. Паломников не много, но можно было одновременно увидеть молящихся православных и католиков.

В Бари прибывают паромы из Черногории, Греции. Встретили девушку из Москвы, которая приехала одна на неделю с паломнической целью.

Следующий порт захода – Кротоне. Перед переходом через Ионическое море надо было зайти в Интернет, узнать прогноз, купить продуктов. Стоянка ещё более дорогая, чем в Бари- 40 евро. Правда душ и туалет рядом. Крепость в центре города, много ларьков, торгующих свежей рыбой.

На следующий день встали на якорную стоянку у крепости Ла Кастелла. Полюбовались закатом со стен крепости. Симпатично смотрелась наша яхта в дорожке заходящего солнца.

Половину перехода до Мальты пришлось идти под двигателем – штиль.

 

17    октября

 Завтра посмотрим старт гонки Rolex и отправимся вокруг Мальты и Гозо.

Отдохнём от городской суеты. А сегодня посетили три города на противоположном берегу Валетты. В Grand марине прошлись по бону, где расположились яхты, участвующие в гонке. Мне не приводилось раньше  видеть океанские гоночные яхты. На курсах я знакомился с правилами гонок и на первое, что обратил внимание это то, что оказывается яхта это не средство передвижения по морю, а спортивный снаряд. Такой же, как футбольный мяч или гимнастический конь. На всех яхтах работали команды. С бона в каютах ничего не было видно кроме штурманского места, с огромным монитором, голые стены. И по легкому качанию яхт около пирса видно, насколько они облегчены для гонки.

Поговорили с  нашими соотечественниками с яхты «Белка». Они стоят в Мармарисе. Пожелали удачи. С российскими парусами стартует ещё одна яхта – «Коралл».

И сегодня у нас пополнение в экипаже. Из Питера прилетели Александр и Ирина. Мой учитель яхтенного дела Инна Алексеевна Венгеренко всегда говорила, что яхту надо осваивать в коллективе, где чувство товарищества и взаимопомощи очень важны в сложных условиях. Взаимоотношения в команде для меня имеют не меньшее значение. Умение находить общие интересы и не надоедать друг другу, очень важны в дальнем походе. Говорят, что после 20 дней плавания могут возникать конфликтные ситуации в коллективе. Но у нас никаких конфликтов нет. Может потому, что мы давно знаем друг друга или потому что часто сходим на берег и есть возможность переменить обстановку, отношения наши более чем доброжелательная. По крайней мере, мне управлять командой легко. В команде нет людей с большим морским опытом, мы ещё не «обросли ракушками», поэтому внимание и взаимопомощь и понимание того, что не всё сразу будет получаться, помогают нам преодолевать те трудности, (даже трудностями неудобно называть, ситуации), связанные с жизнью на яхте. Новые члены команды внесли ещё большее разнообразие и в нашу насыщенную событиями жизнь. Дополнительныё две пары глаз приносят из вылазок на берег новые наблюдения, новые заметки.

 

18    октября

 Проводили в путь гонку. Накануне заехали в королевский яхт клуб. Посмотрели место старта. Нам сказали, что из марины надо выйти не позднее, чем за час до старта. Мы вышли пораньше, прошлись по всем заливчикам вокруг Валлетты. Затем заняли позицию у первого буя на выходе из бухты. Я маневрировал среди нескольких яхт со зрителями. Ребята снимали но фото и видео стартовавших. Проходящей мимо «Белке» пожелали удачи «Россия вперёд!». Старт был раздельный для четырёх групп и растянулся на 2 часа. Всего стартовало около 70 яхт. Мы все присутствовали на таком зрелище в первый раз, да ещё наблюдали не с берега, а со своей яхты, что добавляло нам чувство сопричастности к происходящему. После старта на заправке встретили яхту под хорватским флагом «Гейша» с нашими соотечественниками. Пообщаться не удалось. У всех свои планы. Мы отправляемся вокруг Мальты и Гозо.

 

20    октября

 

Стоим в симпатичной бухточке Хленди на острове Гозо. Второй день пытаемся попасть в какую-нибудь группу нырнуть вМальтийские воды.

В дайвцентре при Хилтоне, который нам порекомендовали, уже группы сформировались и нас, не прошедших чек-дайв, сразу в программу ныряния вписать не захотели. Оказалось это к лучшему. Мы  сами отправились вдоль побережья Мальты и, передвигаясь в сторону Гозо,  высаживались на берег, где на карте были отмечены дайвцентры. Дошли до Гозо. Здесь самые интересные места. А с Мальты за переезд на соседний остров берут ещё дополнительно 29 евро с человека. А у нас свой транспорт.

 Здесь в бухте Хленди 3 дайвценра. В первом же, который раньше всех открылся утром, нас с радостью приняли,  и кроме нас на первой нырялке на затонувший корабль был только один человек. А на втором погружении нас в группе было только трое я Миша и Валя. В Хилтоне за индивидуального гида с нас хотели попросить 35 евро в час. Дайвцентры, расположенные не в пафосных отелях, на побережье, не посредственно у мест ныряния, с небольшим персоналом отличаются какой-то большей душевностью и простотой, чем те, которые связаны с ВИП клиентами.

Думаю, что на собственной яхте надо обязательно иметь свой компрессор и обрести ещё одну степень свободы в путешествии.

Мы уже 2 года не погружались, лог буков у нас не было, но, посмотрев с уважением на нашу видео и фотоаппаратуру, нас на второе погружение отвезли к Azure Window , где находятся известные подводные ландшафты Гозо – туннели, арки и Blue hole.

 Если найти место, где солнечные лучи под углом проникают в толщу прозрачной воды, то можно сделать замечательные снимки.

 Конечно, надо разныряться, привыкнуть к подводной аппаратуре, которую давно не держали в руках. Поэтом у меня не было особых иллюзий на то,   что удастся сделать хорошие снимки, но места нам понравились необычайной голубизной и прозрачностью воды Я даже рад, что на Мальте осталось много мест, которые мы не успели посетить, значит, нам предстоит ещё одна встреча с ней.





?

Log in