Pangboche
В горах

4 апреля

Два дня отдыхаем перед выходом на восхождение.

И есть время записать события последних трёх дней.

В лоджии в Чукунге мы познакомились с двумя Дмитриями из Екатеринбурга.

Они совершали большой поход по ущельям и перевалам Эвереста. И в заключении решили попробовать зайти на Айоенд Пик. В Чукунге для желающих есть всё необходимое снаряжение на прокат. Правда, когда им назвали цену за него, то Диме пришлось пойти в конкурирующую фирму, чтобы в два с половиной раза уменьшить стоимость проката.

Вместе с ними мы вышли на восхождение. Мы решили провести ночь в передовом лагере, на высоте 5400 метров. Базовый лагерь, из которого выходит большинство групп на штурм, находится на высоте 5200 метров. Нам помогли донести наши вещи носильщики. Мы ещё раз пересмотрели содержимое рюкзаков и избавились от нескольких сотен грамм. На завтра нам предстояло подняться на 6000 метров и переночевать для акклиматизации на этой высоте.

До места нашего лагеря из Чукунга мы добрались за три с половиной часа, и было время посмотреть, как ребят их гид обучал пользованию жумаром и восьмёркой. Валера завалился в палатку, а я поднялся немного выше, посидел там, наблюдая, каким трудом спускаются совершившие сегодня восхождение.

Как только мы поставили палатку, как появилась пара уларов, птиц, имеющих крылья, но, похоже, не умеющие ими пользоваться. Я не видел, чтобы они летали. Чувствовали они себя здесь хозяевами и проверяли каждую оставленную на земле вещицу. Конечно же, наши печенья пришлись им по вкусу.

Наши соседи по лагерю проснулись рано, в час ночи. Их гид, как и все шерпы, воспитанный в буддистских традициях, прочитал молитву, и в 2 часа они уже пошли на вершину. Через пару часов послышались голоса группы, поднимавшейся из базового лагеря.

Нам спешить было некуда и вылезли мы из палатки, когда уже начало пригревать солнышко. Хотя «пригревание» на высоте выше 5000 метров понятие относительное. К 1 часам мы вышли на высоту 6000 метров, на снежное плато, на котором планировали поставить палатку и переночевать для акклиматизации. Дул сильный западный ветер, и особо укрыться на плато было не где. Мы решили оставить палатки на снегу, сходить на вершину, а потом уж искать место для лагеря. Со снежного плато на вершинный гребень надо метров 200 лезть по крутой ледяной стене.

Наши соседи по ночёвки уже спустились с вершины, а группа, вышедшая с базового лагеря ещё только спускались по стенке по провешенным перилам. Чтобы не ждать их Валера предложил лезть одновременно. На особо крутом участке для моей страховки он однажды вкрутил ледобур. По сравнению с теми ледяными каскадами, которые мы лазили в Альпах, эта стенка не представляла особой сложности. Но высота сильно действует на меня, и даже такое не сложное лазание отнимает много сил. Пол склона мы преодолели свободным лазанием, а потом встали на жумар (это такое приспособление, захватывающее верёвку и облегчающее подъём по уже провешенным перилам) и уже до самой вершины пользовались им.

Перила были довольно новыми и не вызывали сомнения в своей прочности.

Вершинный гребень (метров 100-150) довольно узкий и обрывающийся в обе стороны крутыми склонами. Айленд Пик, пожалуй, самая «вершинистая» из всех вершин, на которых мне удалось побывать. Сомнений, что этот пятачок в несколько квадратных метров есть высшая точка на окружающем пространстве, ни у кого не вызывает. Нам повезло с погодой. Облака, закрывающие горы во второй половине дня ещё не поднялись, и виды, открывающиеся с вершины, завораживают. Я, конечно, отснял панораму, но эту красоту надо видеть своими глазами. Не раз, возвращаясь из поездок, я замечал, что фотографии или фильмы, которые я снимал, не могут передать те чувства, которые я пережил, нажимая на спусковую кнопку затвора фотоаппарата.

Возможно, тут примешиваются личные чувства и переживания, или не хватка мастерства фотографа (наверное, настоящий мастер может передать своё отношение к миру, наблюдая природу не отходя от дома), но видно для меня надо обязательное присутствие именно отсутствия близости дома. «Что хотел сказать этим снимком автор?» «Я восхищён!», «Счастлив!»… Нет, никакими эпитетами не передать ощущения от вида Гималаев. Не обязательно с вершины. Хотя с вершины предпочтительнее. Тысячи туристов самого разного возраста каждый год идут по тропам гималайских долин, и у каждого есть свой резон оказаться в этом месте и каждый вынесет из Непала только ему одному известное и сокровенное знание.

Место для ночёвки мы нашли, спустившись со снежного плата под сераком, защищавшим нас, относительно, от сильного западного ветра. Ветер, вопреки обыкновению не стих и ночью.

Переночевали и к вечеру уже спустились в Пангбоче. С высоты в 6000 метров на 3900. Два дня мы здесь дышим кислородом и набираемся сил перед восхождением на Ама Даблам.

Для успеха восхождения Гималаях принято совершить обряд ганапуджи. По нашему, христианскому, попросить благословения. Лучше пройти этот обряд в монастыре, расположенном как можно ближе к месту восхождения или похода. Считается, что местный лама лучше знает характер духов местных гор. И говорят. Что не надо думать. Что, если мы их не видим, то они и не существуют. Муравей, бегущий по земле по своим делам, не подозревает о существовании человека, который легко может его раздавить по совей не осторожности. Нельзя также гневить местных духов, например, как сделали члены корейской экспедиции на Пумори. Они поймали и съели улара. Вся команда погибла под лавиной.

Но мы идём с хорошими намерениями, и добрый лама благословил нас и ещё несколько человек, идущих на Эверест.

Монастырю в Пангбоче более 600 лет. Сейчас он перестраивается, и лама принимает у себя дома. Выделена отдельная комната для церемоний. Богослужение происходит, можно сказать по-домашнему, часто прерывается беседой ламы с участниками экспедиции, хозяйка время от времени входит с термосами и предлагает чай вновь прибывшим, не обращая внимание на то, что её высокочтимый супруг в это время читает важные мантры. Участники церемонии располагаются на скамейках за столами, расставленными по периметру комнаты, точно как во всех непальских лоджиях.

Мы хором под диктовку ламы прочитали мантру об успехе. Когда первые в очереди члены экспедиции на Эверест получили благословение, настала и наша очередь. Мы преподнесли небольшое приношение в рупиях, завёрнутое в кату (это лёгкий шарф, который принято повязывать гостю в знак уважения и желания благополучия). Нам вручили по конверту, на котором сам лама написал пожелания и вложил в них по щепотке риса.

Нам повязали каты, и заканчивается благословение рукопожатием и лёгким касанием лба святейшего.

На обратном пути мы зашли в монастырь, где нам тоже повязали шарфики. Я с интересом понаблюдал за строительством нового помещения. Удивляет искусство непальцев подгонять камни вручную так, что они очень аккуратно укладываются в стены. Об интерьерах говорить не приходится. Всё просто и непритязательно. Отношение к быту и удобствам мне чем-то напоминает простоту вепсов, излишества ни к чему.

Сегодня после обеда устроили не долгие сборы в дорогу. О том, что мы взяли на восхождение я напишу попозже. Отмечу только, что я, по совету тренера, облегчил свой рюкзак на несколько сот грамм обрезанием поясных лямок ( у блэк даймонда они почему-то не вытаскиваются) и расставанием с каркасом.

Завтра мы выходим на гору. Я беру с собой телефон симтрэвел. Говорят, что на горе связь будет. Гора возвышается прямо над посёлком. Так что по вечерам буду звонить Мише, а он будет размещать новости здесь.

План таков:

6 апреля лагерь 1 5400 метров. Забросить снаряжение нам помогут наш повар с товарищем.

7 апреля лагерь 2 5900

8 апреля лагерь 3 6300

9 апреля восхождение и спуск в лагерь 1

10 спуск в Пангбоче.

• 1

Привет с Айленда.

(Anonymous)
Привет. Это Дмитрий. Как вы вернулись?
Мы - нормально. Наши Фото с Айленд Пика можно посмотреть здесь: https://picasaweb.google.com/114001618736697104109/20110402IslandPeak#

Re: Привет с Айленда.

Привет, Дима.
Я уже в Катманду. Пробовал посмотреть ваши фото, почему то не получается. Пиши на почту shchekoldin@mail.ru.