Дела для бездельников

В лесах, горах, на море и под водой

Previous Entry Share Next Entry
Норвегия
Портрет
shchsg

20 июня  среда

 

Только что пришли в Норвегию.

Стоим в Кристиансане, судя по путеводителю по Норвегии, столица яхтенного спорта. Но, по сравнению, с другими европейскими маринами, сильно им уступает, отличаясь только дороговизной (помыться в душе 7 минут - 35 крон, 8 крон примерно 1 евро).

Я утренние пробежки использую уже как ознакомительные экскурсии и хороший способ для наблюдения за жизнью жителей. В отличие от Копенгагена Кристиансан городок с большим количеством лоджий и балконов. Большинство домов деревянные, с мансардами и уютными двориками. Много инвалидов разъезжает на электрических колясках , несколько раз видел как коляску с инвалидом поднимали на лифте на микроавтобус. В городе есть специальные «заправочные станции», где инвалиды могут подзарядить аккумуляторы.

Опять же жизнь здесь спокойная и располагает к расслаблению. Я уже перестаю с сегодняшнего дня подталкивать нашу экспедицию, и хочется повернуть в Англию, а по северу Норвегии можем пройтись и в другой раз.

Впереди у нас ещё Каледонский канал в Шотландии.



Оказывается он проходит через озеро Лох Несс , где живёт Лохнесское чудовище. Но у меня сомнения, пустят ли нас в канал по экологическим причинам. Потому что в альманахе написано, что яхты могут проверяться, а у нас нет гальюна с накопительным бачком. Но все равно, хотелось бы там побывать.

Кстати тут на карте я видел национальные велосипедные маршруты, для тех, кто любит путешествовать на велосипеде.

Следующий порт захода у нас будет Ставангер. До него 100 миль.

Там, судя по путеводителю, есть красивые фьорды и площадка над фьордом на высоте 600 м.

В окрестностях этого города и фьорда я хотел бы провести несколько дней.

А потом отправиться в Берген. Кстати чуть севернее Бергена есть 2 города Остесунд и Кристиансунд, где написано, что люди ныряют на затонувшие корабли. Может быть, и мы туда дойдем. Из спортивного интереса, хотелось бы дойти и до Норвежского моря, отметиться.

 

23 июня суббота

 

Находимся в небольшом городке Farsund . Пришлось туда зайти, потому что по дороге в Ставангер всё время дул встречный ветер и оказалось, что наша лодка против ветра не очень хорошо идёт. Мы всё время подозревали встречные течения. Но сегодня на картах не было течений, а нас 2 яхты легко обогнали. А мы за 6 часов по генеральному курсу прошли только 7 миль. Пришлось возвращаться и прятаться в шхерах в этом городке. Будем ждать благоприятного ветра. Но пока я нисколько не жалею. Городок оказался довольно симпатичным. И сегодня суббота. Я видел праздничную колонну или по-морскому эскадру из катера с оркестром и за ним больше сотни катеров и яхт, которые кружили по окрестным фьордам. Похоже на Иванов день. Потому что некоторые лодки были украшены берёзовыми ветками.

 

 

24 июня воскресенье

 

Ветер сегодня не поменялся, но вечером будем выходить, потому что, оказывается, по приметам нельзя выходить в море по понедельникам, средам и пятницам. Хотя в теории морской практики нет раздела о морских приметах и на курсах ГИМСА о них нам ничего не говорили, оказывается на стратегию и тактику переходов они имеют значительное влияние.  И в море я о некоторых из них услышал впервые, некоторые знал по книгам. Но одно дело, когда ты читаешь книжку, лёжа на диване, другое, когда уже второй месяц плывёшь с противным ветром. Проверять приметы мне не  удавалось, потому что до сегодняшнего дня капитан незаметно придерживался их. Рассказы бывалых о сбывшихся приметах надо записывать в отдельную тетрадь.

Сейчас у нас, православных, проверка. Борис увидел в этом городке в витрине магазина часы, которые ему понравились, а магазин откроется только завтра, а завтра понедельник и выходить нельзя.  Меня больше беспокоит другая примета, присущая нашей экспедиции: почему то …. каждый раз мы  тяжело покидаем место стоянки. Как будто кто-то держит нас на берегу.

Сегодня я с утра бегал вдоль фьорда, по полям. Выбежал на небольшой пляж, потом на кемпинг, совсем пустой. Но газон подстрижен. Есть теннисный корт, волейбольная и баскетбольная площадки и 2 футбольных поля. Одно травяное и одно асфальтовое. На травяном, хорошего качества, группа мужиков, видимо приехавших из города на машинах по такому случаю, все одетые в футбольную экипировку, играли в футбол.

Ночью у нас произошло ЧП. Украли наше знамя. Вчера молодежь гуляла допоздна ,праздник. Видимо здесь русские не частые гости. Российский флаг – серьёзный трофей. Ещё в Кристиансане Юра заметил, что на пришедшей из Бразилии яхте, после заката солнца флаги спустили и на ночь убрали.

Будем иметь и этот опыт.

Под это дело прослушали рассказ Веллера «Знамя»

Сегодня из голландского флага потихоньку шьём российский.

 

26 июня вторник

 

Сегодня сделали очередную попытку продвинуться к Ставангеру. Ветер встречный, перешел в сильный, 5-6 балов. Яхту сильно бросало на волнах, пришлось отступить. И вот уже вторую ночь проводим в городке (Брейдавик недалеко от известных на всю Норвегию пляжей Егерсанд). Этот порт мы нашли по карте, услышав предупреждение о шторме. Простояли ночь и полдня решили выйти, вышли,  прошли несколько часов, и ветер усилился. Пришлось 12 миль, с трудом пройденных против ветра и волн, за 6 часов,  идти назад. На завтра тоже ничего хорошего барограф не пишет, хотя падать уже перестал.

Яхту сегодня более-менее настроили. Взяли риф и поставили поменьше стаксель, но всё равно фалы плохо обтянуты, грот          не совсем плоский, и, когда скорости на остром курсе нет, яхту сильно бросает на волнах и сносит по ветру. Мимо пронеслась яхта, которая шла в ту же сторону. Нас легко обгоняют и под парусом и под двигателем.

У меня к самодельным нашим яхтам всё больше и больше недоверия. Слишком много различных факторов надо учесть конструкторам, чтобы получилась удобная и ходкая яхта.

Остаётся только надеяться на попутные ветра.

 

27 июня среда

 

Дождь, ветер встречный северо-запад. Ждёмс.

Стоим в городке Брейдавик,  укрытом от морских волн и ветров. Пристани для гостей здесь нет. Устроились на кооперативной стоянке, как я этот причал обозвал, потому что увидел на берегу список владельцев каждого места с номерами телефонов. Только что построенные плавучие боны (наш даже забетонированный), эллинги, мастерская. Я увидел дверь открытой и пошёл поискать людей, чтобы спросить разрешение на стоянку. Никого. Стоят моторки и богатые и надувные, с подвесными моторами на лодках и на берегу. Есть слип на рельсах для спуска катеров на воду. По всему периметру залива оборудованы стоянки для малых и больших катеров. По-видимому, в основном для рыбной ловли. Парусных яхт или даже швертботов нет. На такое баловство у местных нет времени.

К одному из катеров подъехал хозяин, я дождался, когда он посмотрит свой катер, и спросил у него разрешение постоять ночь и попользоваться электричеством. Он на отличном английском со мной заговорил и великодушно без оплаты разрешил попользоваться стоянкой. Единственный минус нет туалета и душа.

Слазил на ближайшую сопку. Там попались интересные камни, такие я фотографировал на севере Норвегии на Баренцевом море, но интересного света сейчас не было.

Посмотрел, как норвежцы строят новые дома. Срубают скалу вдоль фьорда, используя камень для устройства дорог. Выравнивают щебнем площадку в скалах, Заливают плиту и потом монтируют каркасный «домик» с большими верандами, окнами с видом на фьорд, завозят земельки и можно жить. Интересно, что этот фьорд не для туристов, впрочем, как и Фарсунд, где мы были до этого, а чувствуется развитие посёлка, строятся новые дома и дороги.

Всё время приходится сравнивать с нашей глубинкой.

Прогулялись по посёлку. Во-первых, за 2 часа поисков магазина не встретили ни одного пешехода, даже тротуаров нет. Обратил внимание на высокий средний уровень жизни. По внутренним дворикам и по количеству высаженных декоративных растений около домов , видно, что вложены были в эти палисаднички немалые деньги. О качестве домов я уже не говорю. Причём посёлок это не туристский, никаких пляжей, баров, ресторанов и казино, но именно так обычно выглядят отели и апартаменты в курортных районах мира.

Посёлок видимо молодой, потому в нём нет никакой церквушки, которые мы видели в других городках. И о степени автомобилизации можно говорить, наблюдая, как дамы почтенного возраста садятся в автомобиль и отправляются, может быть, к кому-нибудь в гости.

Вчера мы Юрой отправились гулять по окрестным сопкам. Получили огромное удовольствие. Много интересных растений, мхов и лишайников, которые мы видели впервые.  Пробелы в моём ботаническом образовании уже не восполнить, да и ни к чему. Но приятно себя чувствовать первооткрывателем новых видов флоры. На тропинке увидели куницу. Нам показалось, что она с интересом смотрела, на невесть откуда взявшихся здесь русских. Гуляли 6 часов.  В конце прогулки нашли интересную разрушающуюся скалу и полазили вокруг неё. По-видимому, это одна из местных достопримечательностей, потому что наверху под скалой увидели небольшое кострище, сюда даже приходят иногда люди. Больше следов пребывания в сопках людей не видели.

В сопках много озёр с прозрачной водой и на брегу одного мы нашли уютный пляж и с удовольствием искупались и поныряли с мостика, заботливо сделанным неизвестными и невидимыми любителями купания.

Ещё раз заметил, какая чистая вода и берег в норвежских посёлках и городках. А вечером мы решили вечером помыть коврики из нашей каюты. Подумали, что место деревенское, и нас никто за это не осудит. Мыли с порошком на боне. Конечно, мыльная пена стекала в воду. А утром я увидел, что именно у нашего причала с наветренного берега эта пена и стоит. А весь фьорд чист. У нас Борис где-то подобрал сачок, и мы его таскаем на палубе на всякий случай. И тут он пригодился  Мы с Виктором принялись сачком собирать пену и складывать её в мешок для мусора, при этом я приговаривал «мол, вот как могут пятеро русских за один вечер нарушить всю экологию норвежского фьорда, удивляясь при этом количеству эллингов и стоянок для яхт и как  же они моют свои катера?» Было желание поскорее уйти отсюда, но думалось, что слава  о нас останется. Когда мы более-менее убрались, я обратил внимание, что эти пузырьки плывут по ветру мимо нашей яхты. На другом берегу, мы видели завод строительных деталей, в основном деревянных. Наверное, оттуда. Пена ещё какое-то время прибавлялась, а к вечеру и наш берег был с такой же прозрачной водой, как и все остальные. Всё-таки забавно, что наше тайное мытьё, и появление этой пены так совпало.

Вспомнил наш Центральный яхт-клуб и Неву с Финским заливом. Всплакнул по Родине.

 

29 июня пятница

 

Прошли сегодня Ставангер – город нефтяников. Как и во всех городках, куда мы заходили, чувствуется, что развиваться и строиться они начали лет 20-30 назад, видимо с увеличением добычи нефти. Стоянка, где мы остановились на несколько часов оказалась в новом районе, похожем на модные у нас таун-хаузы, но построенный на берегу фьорда только не с гаражами, а со стоянками для катеров и яхт и как водится без заборов . Похоже здесь же есть кемпинг или гостиницы, апартаменты для путешествующих на катерах и яхтах. Такое я вижу пока впервые.  

Рядом ребята из местного яхт-клуба после тренировки и сауны купались и ныряли в морской воде, она сейчас 16 градусов, да ещё ветерок обдувал. Им хоть бы что.

Купил курицу в магазине – 210 крон, это примерно 25 евро, а литр солярки стоит 10 крон. Так что за одну курицу можно купить 20 литров. Все ездят на машинах, много паромов, на улицах пешком ходят только туристы.

                                                                                                                                                           

30 июня суббота

 

Проснулись у входа в Люсе фьорд. Стоянка совсем небольшая, душ и туалет на ночь не закрываются, и платить надо по доброй воле, никто не напрягает, всё на полном доверии.

Фьорды встретили нас туманами и дождями. В справочнике написано, что в Бергене выпадает наибольшее количество осадков в Норвегии.

С активным отдыхом здесь всё в порядке. Похожее я видел в Новой Зеландии. В дождливое утро подъезжает к берегу автомобиль с прицепом, оттуда вытаскиваются каяки и народ отправляется на прогулку по фьорду. Дождь ещё идёт. Закалённости местных туристов не перестаю удивляться.

В Люсе фьорде нет мест для якорных стоянок. А места одно интереснее другого. Много водопадов. Купаться в водопаде приходилось по очереди и на берег добирались на тузике.

Мне показалось, что на какое то время мы с яхтой переместились в известные открытки норвежских фьордов. Дух захватывало от красоты вида, открывавшегося сверху на фьорд, и от ледяной воды водопада.

На обратном пути, идя не спеша вдоль берега, мы нашли старую пристань, где можно было растянуть яхту, и остановились на ночь, чтобы сходить на Кафедру.

На пристани нас встречало многочисленное семейство куницы. Видимо мы нарушили её спокойствие, и она своих детенышей  эвакуировала в зубах в другое место. Зверя здесь хватает. Вчера у водопада видели как всегда любопытного тюленя. А может, они только производят впечатление любопытных, своеобразно высовывая свою мордочку из воды.

 

 

1 июля воскресенье

 

Сегодня в 10 часов вернулись из горного похода на известноё в Люсе фьорде и во всей Норвегии плато над фьордом под названием Preikelstolen (Кафедра). Вчера, когда мы прогуливались по фьорду, и подходили к водопаду (тоже отмеченному на карте, как достопримечательность этих мест), мы видели это плато на высоте 600 метров и действительно снизу оно напоминает по форме кафедру в соборе или в институте, откуда читают проповеди или лекции.

Вышли вчера в 20 часов с расчётом провести ночь в сопках и встретить там рассвет.

По карте по размеченной тропинке нужно было пройти 6 километров и набрать эти самые 600 метров высоты. В поход на ночь собрались трое: я Виктор и Виталик. Норвегия, хоть и страна пешеходных маршрутов, но видимо с места нашей стоянки теперь немного народа ходит (большинство на машинах, можно подъехать ближе к старту пешеходной тропы) и тропинка вилась вдоль водопада еле заметная и потом пропала в густой траве. Часть пути мы прошли вдоль водопада и через полчаса пути вышли на тропинку, которая была размечена красными метками, нанесёнными на камнях и деревьях. Горная тропа шла через болотца, которые встречались на удивление часто, в столь гористой местности. Не  разбежишься и кроссовки стали мокрыми через несколько минут пути. Как всегда тащил 2 фотика, видеокамеру и штатив. Взял пуховик.  Встретили в лесу у ручья домик, правда закрытый, но видимо из тех, которые можно арендовать и пожить в лесной тишине и уединении. Затем тропа повернула круто в гору и через  полтора часа мы вышли на плато, которое обещало нам долгожданную Кафедру. Там действительно было красиво. Солнце уже начинало садиться и облака интересно подсвечивались и отражались в небольших горных озёрах. Но,  подползши к краю обрыва и свесившись головой вниз, увидели Люсе фьорд, но не в том месте, где должна быть знаменитая Кафедра. Набрали высоты прилично, и возвращаться к тропе и искать её продолжение, было бы не разумно. Уже темнело. По карте надо было пройти ещё вдоль берега полтора километра и набрать 200 метров высоты. На это ушло у нас 2,5 часа. Шли уже не по отмеченной тропе, а по еле видимым пирамидкам, сложенными, по-видимому, местными гидами. По ним мы отыскивали места перевалов и, наконец, то в час ночи увидели под собой внизу долгожданную Кафедру. Решили остановиться на этом месте и дождаться рассвета. Перекусили, развели костёр из куста можжевельника, который чудом вырос на этой высоте. Мне было его жаль, да и следов разжигания костров я не видел за всё пребывание здесь.

Для городского жителя встречать рассвет в горах приходится не часто. И этот рассвет мы запомним на всю жизнь.

Ночью облака спокойно лежали в ложбинах между сопками. Но за час до рассвета они будто начали просыпаться и перемещаться вдоль фьорда. Было похоже на игру. Они то поднимались к Кафедре, окутывая её, то отступали. Картина менялась каждую минуту. Может быть, мне удастся передать это в фильме. Потому что для фото было ещё слишком темно.

Потом всё просветлело, облака исчезли. Но ровно в 4, перед восходом солнца, я даже не заметил, откуда оно взялось, нас накрыло облако. Видимость упала до 100 метров. Я решил подождать, что будет дальше, сделал пару упражнений под названием Рассвет.

И рассвело. Да так, что дух захватывало от быстрых смен картинок. Через полчаса облака рассеялись, солнце стояло уже над горизонтом.

Обратная дорога заняла меньше времени и сил, но в итоге 10 часов на ногах без сна дали о себе знать. И когда мы пришли на яхту, то отход отложили до высыпания.

 

 

 

3 июля вторник

 

Мы в Бергене. Это самая северная точка путешествия. Отсюда мы повернём на юг.  Шли до Бергена  шхерами в основном с попутным ветром. Когда ветер утихал, шли под двигателем. Острова все обжитые, как мне показалось, много летних домиков, с причалами для катеров, как я их называю, « садоводства». В одном месте мы видели одновременно 5 паромов, двигавшихся в разных направлениях. На подходе к Бергену в одном проливе встретили сильное течение, что пришлось взять Эрика у руль в  свои руки. Авторулевой ведёт себя хорошо, до тех пор, пока не возникают сильные усилия на руль.

Бергене еле нашли место для стоянки. Пришлось подвинуть 2 соседние яхты. Город уже с воды показался интересным, и когда поздно вечером мы вышли на прогулку, то встретили несколько человек, бегающих по городу с фотоаппаратами на штативах. Это говорит, что для фотоохотников здесь раздолье, особенно на закате, при включенном уличном освещении.

 

9 июля понедельник

 

В Бергене мы ещё простояли 2 дня. Один день мы с Юрой бегали по Бергену, искали приёмник Навтекс. Для приёма сообщений о погоде. В конце концов, добрались до фирмы в порту, которая занимается ремонтом и обслуживанием коммерческих судов и у них оказался только один навороченный, попроще нужно было заказывать в Осло и ждать курьера на следующий день, причём описания о подключении кучи проводов у них не было. Ещё раз убедился, что купить что-нибудь из  электронного навигационного оборудования здесь быстро не получается. Все готовы услужить, но по предварительной заявке и предлагается к выбору довольно ограниченный выбор каталогов, как правило, одной  двух фирм. Видимо подразумевается, что покупатель хорошо сам разобрался, в том, что ему нужно в Интернете, и сам определился с моделью и ценой, за которую он мог бы позволить себе купить нужную вещь.

На следующий день бегал по городу в поисках газа для плиты. И оказалось, что баллоны, которые я купил в Копенгагене, здесь  никто не заправляет. Пришлось покупать местный со своим редуктором и делать переходник для штуцера для нашей плиты. Когда я спрашивал у Миши, который был капитаном на «Андромеде» в прошлом году, и которого мы встретили в Копенгагене, как он обычно решает проблему с газом, он сказал, что возит несколько разных баллонов. Теперь и у нас собирается коллекция. Что-то будет с газом  в Англии?

Когда все дела по сборам к переходу через Северное море были решены и час отхода назначен, можно было спокойно погулять по городу несколько часов. Стояли мы в самом центре у известного на весь мир старого портового района Бригген. Он находится под охраной Юнеско. Это старые деревянные постройки на набережной похожие на старые амбары.

Отметили, что норвежцам удалось так разрекламировать свой городок и свои фьорды, что по количеству туристов на душу населения Берген превосходит все те города, которые мы посетили. Каждый день несколько паромов швартуется у причалов. И, если я вижу много японских туристов, значит, туристский сервис здесь находится на высоте.

Мне показалось, что отношение к яхтсменам, в отличие от других стран, здесь потребительское. Вроде бы яхты украшают город, набережные. Туристы любит фотографироваться на фоне яхт. Но нам не удалось ни помыться, ни постираться в этом городе. Кругом одни кафе и рестораны. Так и ушли через море, не помывшись. Хотя яхт стоит много. Хотя, я может сам не разобрался во всех услугах марины. Офиса как такового не было, никакого харбор- мастера, оплата через автомат, как на автомобильной стоянке. Только набираешь название яхты и засовываешь кредитную карточку.  

Только что кончился газ. Двух 3-хлитровых  кемпинг-баллонов хватило на 24 дня.

Два дня питались рыбой. Благо под боком популярный среди туристов рыбный рынок. Хотя он не такой живописный и дикий как в южных странах.

Отметил здесь университетский  городок, в котором есть и «наркоманский» парк. Когда я днём по нему проходил с рюкзачком один, а на травке сидели помятого вида лица и на встречу, попыхивая сигареткой, шёл потрёпанный негр, что то мне стало не по себе. Видимо власти о них знают и как-то контролируют ситуацию. Как отметил Боря, в основном запивают таблетки, видимо слухи о СПИДЕ дошли и до этого уголка земли, и колоться здесь перестали, по крайней мере, валяющихся на улицах шприцов мы здесь не видели. То есть и здесь они идут впереди нас.

Видели много старых покосившихся домов в центре, где живут люди, и никто не собирается их сносить и даже, не представляя архитектурной ценности, они привлекают туристов из тех мест, где этого уже нет, и создают атмосферу стабильности, а значит и спокойствия.

Наверное, новые микрорайоны, где этого не чувствуется, и отличаются большей агрессией, хотя жители бразильских трущоб мне бы  возразили.

Видели наших музыкантов, духовой оркестр. Из Петербурга. Их очередь была играть на центральной улице днём. Заканчивали они своё выступление «Подмосковными вечерами»   А рядом с нашей яхтой собирались местные рокеры (тоже видимо местная достопримечательность), и играл на гитаре кантри музыкант, у которого на чемодане было написано, что он уже 25 лет в дороге. Подыгрывала ему на саксофоне и подпевала девушка, годящаяся ему в дочки. Слушателей они собрали больше, чем наш духовой оркестр. Играли и пели вполне профессионально. Много я уже повидал уличных музыкантов ( первых ещё в Польше в Варшаве, по- моему чилийцев, и купил у них тогда кассету с их записями). Можно было бы начать коллекционировать записи уличных музыкантов. Сейчас все продают свои диски.

Понравился ещё костел. Хотя он сделан из кирпича, изнутри вся отделка выполнена деревом. Даже колонны в романском или готическом стиле вырезаны из дерева. Опять же зимой или в дождливые дни дерево создаёт дополнительное тепло и уют. В отличии от южных каменных костёлов, где камень создаёт прохладу в жаркий день.

Кстати,  Берген подтвердил репутацию самого дождливого места в Норвегии. Все дни, что мы были, с утра накрапывал дождик, причём такой своеобразный, что бегая по городу в поисках Навтекса и  газа, я вроде бы и мок, но не промокал.

Сейчас, когда я стал вести дневник, старюсь записывать любое событие.  Каждая деталь или мелочь кажется значительной и полной какого- то скрытого смысла. Может это время, проведенноё в море, делает чувства и ощущения, когда сходишь на берег, более обострёнными. Недаром и в прошлом году на «Неве»,  и сейчас трудно собираться в кучу и настраиваться на подготовку яхты к дальнейшему движению. Всё на берегу кажется новым и интересным.




?

Log in