Пережидая штиль. Смоген
В море

Прогноз, который я получил в Хельсингоре, был не очень хороший. Слабый ветер, переменных направлений. А до Осло 240 миль. Заправились мы в Копенгагене, но уже до Хельсингора моторили и до Осло под двигателем нам было не дойти. Чтобы как-то разнообразить ожидаемый скучный переход, я купил в рыболовном магазине снасти для донного лова.

Мне приходилось один раз участвовать в такой рыбалке. Одно время я несколько раз ездил в Норвегию под Киркенес в самый северный дайвинг центр понырять во фьорде на затонувший  корабль времён Второй Мировой, пофотографировать актиний и полакомиться крабами и гребешками. В один из дней Ларш, хозяин ресорта, предложил нам порыбачить. Более простой  и удачной рыбалки я ещё не встречал. Подошли на баркасе к банке, забросили леску с тяжёлым блестящим грузилом с навешенными выше него крючками и, когда груз опустился на дно, надо было подёргивать удилище и ждать, что же окажется на крючке. На одну и ту же снасть нам удалось поймать сайду, треску, зубатку и камбалу. В магазине я присмотрел такую же блесну и терпеливый продавец наладил мне весь комплект.

Вышли из Хельсингора под вечер, и под двигателем шли всю ночь. Утром я выбрал на карте отмель, к которой мы должны были бы подойти за 2 часа до обеда. Как раз, чтобы успеть натаскать рыбы и успеть сделать ушицы. Банка был обозначена буями, и каково же было моё удивления, когда на подходе к ней мы увидели несколько катеров. Местные любители рыбной ловли беззастенчиво вытаскивали рыбу, предназначенную нам на обед. Моя интуиция не подвела, один из верных признаков хорошей рыбалки – наличие рыбаков.

И первый раз я забросил снасти и вышли снасти с трескою морскою. Совсем не так, как в сказке.

Начали готовиться к приёму улова. Достали вёдра покрупнее. Подумалось: «Жаль, что нет морозильной камеры!» А не вспомнил, что «новичкам везёт». Не отдал удочку следующему новичку. Больше мы рыбы не видали. Зацепившуюся блесну мне отцепить не удалось. Только потом мы заметили, что местные размахивают удочками не над самой банкой (глубиной 12-18 метров), немного в стороне. Наверное, за сотни лет рыболовства здесь было оставлено не мало снастей.

После обеда я стал выискивать местечко, где можно было бы заправиться топливом и переждать штиль. На следующий день обещали ветерок. В Имрэевской лоции описанию городка Смоген было отведено целых две страницы. Даже в путеводителе Кука этом этому рыбацкому посёлку в шхерах было уделено внимание. Туда мы и отправились.

Лоция в этот раз обманула, но не сильно. По живописности и интересности этот рыбацкий посёлок действительно стоит его посещения. Мы зашли в гавань под вечер. Длинная деревянная гостевая пристань вроде бы была свободной, но, где-то была расположена табличка с надписью «зарезервировано», в одном месте напротив стоянки располагалась дверь довольно шумного кафе, переехали подальше.

Здесь я впервые за поход взял на фотоохоту штатив. Закат обещал быть, но гавань располагалась во фьорде, защищённом от моря скалой от западных ветров, соответственно и от солнечных лучей на закате.

Вот несколько фотографий, которые хорошо иллюстрируют архитектуру шведских и норвежских рыбацких деревень. В Смогене, кстати, второй по величине рыбный аукцион. Помню, креветок мы точно купили и, по-моему зубатку.

Не раз мы отмечали, что Швеция одна из самых малонаселённых стран Европы. Но, как заселена эллингами гавань этого посёлка! Потм мы отмечали, что заселена Швеция домаи, домиками, коттеджами и вилламии кемпингами. А вот с людей ощущается нехватка. Хорошо, что китайцы пока об этом не знают.

На следующий день мы пробежались по другим окрестным шхерам, и везде одна и та же картина. Лодки на берегу.

Лодки на воде.

А это гостиница для варяжских гостей.

В Смоген мы ещё зашли пополнить запасы топлива. И тут нас лоция и подвела. Правда, не совсем. Заправочная станция оказалась в другом месте, на другом берегу пролива. Особенно мы не плутали, и у меня была уверенность, что при таком обилии катеров в одном из посёлков обязательно заправку бы нашли.

В море пошли другим выходом. Под 26 метровым мостом. Через неширокий пролив, ведущий в малонаселённый посёлок. Вспомнили Маркизову лужу, которую скоро опояшут Западным скоростным диаметром и в яхт-клуб уже 40-футовые яхты зайти не смогут. Сейчас то не часто в нашем речном клубе поднимаются флаги в честь гостей. А скоро и вовсе он станет «речным».

Небольшая техническая неполадка случилась при попытке раскрутить грот при выходе в море. С ветром не обманули. Дул юго-запад, 20-25 узлов. На волне устранять неполадку не стали, вернулись в шхеры и там на спокойной волне грот раскрутили. Я уже не один раз отмечал мою не любовь к закрутке грота в мачту. Надо внимательным быть при его уборке, а не всегда это удаётся.

До входа в Осло-фьорд мы долетели в бакштаг, дела 8-9 узлов при на треть закрученном гроте и на половину зарифленном стакселе.