Восхождение на пик Ленина
Шамони

Рассказ о моей поездке в Киргизию с лирическими отступлениями.

Часть первая. Восхождение.

Вначале был трекинг в Непале в базовый лагерь Жанну. Здесь я познакомился с Сергеем Кофановым, рассказ которого об особой ауре лагеря в Таджикистане на поляне Москвина, запал мне в душу.
  Я весной прошлого года попытался найти возможность туда попасть. Попробовать сходить на пик Корженевской, один из семитысячников Советского Союза. В клубе 7 вершин таких желающих не нашлось, и я записался в группу этого клуба, которая собиралась на пик Ленина в Киргизии.
  Это самая «простая» из вершин, входящих в программу «Снежного барса». Я написал в кавычках «простая», потому, что, оказывается, процент удачных восхождений на неё составляет около 12 процентов. Именно сюда приходят люди, которые хотят попробовать свои силы на высотах более 7000 метров. На следующие вершины уже идут более подготовленные. И там процент успешных восхождений намного выше. Это лето на Памире не стало исключением.   Список снаряжения, необходимого для высотных восхождений есть на сайте компании. У меня не хватало только высотных ботинок и рукавиц. Их я нашёл в магазине "Альпиндустрия.
Большую часть снаряжения у меня появлялось постепенно во время тренировочных сборов в Шамони. Там я зимой и летом под руководством Валеры Бабанова постигаю азы скалолазания, альпинизма и походов на лыжах.
Для лучшей акклиматизации я с Валей поехал на Кавказ, попробовать зайти на Эльбрус. Зайти на вершину не удалось из-за плохой погоды (на верху была в тот день гроза, не дошли 100 метров по высоте). Но нужную акклиматизацию я получил, да и познакомиться с нашей альпинисткой инфраструктурой на Кавказе было интересно. Погоду мы пережидали на седловине между западной и восточной вершиной в снежной пещере, которая образовалась от деятельности вулкана. Тоже было интересно.

Готовился я серьёзно, много бегал и даже вышел на старт марафонского пробега «Белые ночи», в Петербурге. Но, видимо, перетренировался, у меня воспалилась связка стопы, и с дистанции пришлось сойти. Пришлось обратиться в диспансер, делать уколы в ногу. Короче, нога болит до сих пор.
  На сайте клуба я прочитал статью Игоря Похвалина о правильной акклиматизации и купил рекомендованные медикаменты.
Остальную часть подготовки взяла на себя Люда Коробешко.

Мне часто придётся упоминать и делать ссылки на сайт клуба «7 вершин», это не реклама. Просто мой путь к пику Ленина не состоялся бы без их помощи.
Здесь мои первые благодарности.

И первое лирическое отступление.
  Мне везёт на учителей. Я начал интересоваться альпинизмом, дайвингом, плаванием под парусом, фотографией совсем недавно. И так как набираться своего опыта и учиться на своих ошибках, искать свой путь у меня нет времени, я стараюсь прислушиваться к советам опытных людей и, не выдумывая, следовать их рекомендациям.
 Мои учителя одни из лучших в своих профессиях. Я прекрасно понимаю, что не смогу достигнуть или превзойти их успехи, но путь, по которому я сейчас иду – это мой путь, и небольшие достижения на этом пути – это только ступеньки или, лучше, лестничные площадки, с которых можно увидеть новые горизонты.
Каждая новая высота, новый маршрут оставляет в моём сердце свой отпечаток, как говорят на востоке, и я надеюсь, «исправляет карму». (Пишу эти строки в Шамони, где аура гор, энергетика места, где собирается много поклонников активного образа жизни, несомненно влияет на пафос этих строк. У меня не поднимается рука написать «поклонники активного отдыха», для меня лыжные и горные походы - тяжёлый труд, но никак не работа.)
 Отдельная тема об учителях, которые учили меня работать, зарабатывать деньги. Без денег я, наверное, не смог так быстро научиться и продолжать путешествовать. Хотя «про путешествия без денег» это отдельная тема, и в ней тоже есть свои учителя, но пока я с ними знаком только по книгам.
  Есть мнение, что каждая встреча в этом мире не случайна. Поэтому любого повстречавшегося человека, с которым я прохожу хотя бы часть своего жизненного пути, я считаю своим учителем, и чем больше таких людей встречается, тем интереснее и богаче становится моя жизнь.

А в Киргизию, в Ош, мы прилетели 26 июля.
К началу экспедиции нас осталось только трое.
Людмила Коробешко, гид от компании 7 вершин,
Геннадий Майков и я.
  В первый раз в жизни я проходил государственную границу через «VIP» проход. То есть пограничников мы не видели. Отдали по 500 рублей и паспорта и через некоторое время получили их с отметкой о прохождении границы. Так же в отдельное помещение, где мы ожидали окончание этой процедуры, нам был доставлен и багаж.
С киргизской стороны нас принимала компания "Горы АзииОни размещали нас в гостиницах, обеспечили продуктами, перевозили в базовый лагерь, предоставили своего горного гида, палатки в высотных лагерях. Кроме того, я после восхождения на гору решил остаться в Киргизии и проехать на машине вокруг Иссык-Куля. Они же помогли мне и в этой программе.
  В тот же день мы купили на рынке сухофруктов, орешков, без которых не обходится ни одна экспедиция в горах. На рынке я не ощутил никакого особенного восточного колорита. Здесь, наверное, начали стираться различия между Востоком и Западом. Те же китайские товары, которые можно увидеть в любом российском городе. Поднялись мы и на священную гору Сулейманку в центре города. Паломники перед посещением Мекки обязательно должны здесь побывать. Мы побывали.
  Люда загадала желание в пещере, и все мы, для укрепления здоровья скатились с каменной горки. Если верить приметам, то можно было излечиться от своих болячек. Я не поверил, и нога моя так и не перестала болеть.

Отужинали мы в ресторане на берегу арыка и утром на небольшом джипе «Galloper» поехали в базовый лагерь. Наши баулы, рюкзаки, питание с трудом вместились в багажник. Но оказывается туда смог поместиться ещё сын хозяина джипа, который так и просидел тихо в багажнике, и только, когда мы ехали по ухабам Заалайской долине, иногда подавал признаки жизни.
  Я в первый раз на Памире, мне всё здесь было интересно, и дорога через перевалы нисколько не утомила. Кстати, саму дорогу расширяют и ремонтируют китайские рабочие, в то время как в Москве и Питере полно рабочих из Средней Азии.

Алайская долина.
  Интуристов перевозили в базовый лагерь в комфортабельных «Уралах» - в кунге были установлены мягкие сиденья от автобусов.
  Базовых лагерей оказалось несколько. Каждая фирма устанавливает свой, и старается делать его как можно лучше и удобнее для клиентов. Конкуренция. Подавляющее большинство – иностранцы. Я хотел сказать, что россиян совсем мало. Мы, да группа с Сергеем Кофановым. Это я рассказываю о коммерческом альпинизме. Конечно, были группы из альпинистских клубов российских городов, которые ставили сами все лагеря, забрасывали продукты и снаряжение. Нам было проще. Только в высотных лагерях мы готовили сами еду - топили снег и заливали кипятком сублимированные каши. И то этим занимались Люда и наш памирский   гид Юра Лябин. Всё – для клиента.
За время нашего пребывания под пиком Ленина мы встретили альпинистов из Германии, Австрии, Швейцарии, Англии, Бельгии, Франции, Литвы, Кореи, Греции, США. Турции. Это только тот список, который я сумел составить.
Советский МАЛ (международный альпинистский лагерь)находится в запустении, говорят, что из-за нерадивости хозяев.
По нашему графику восхождения мы должны достичь вершины через 3 высотных лагеря:

1 лагерь на морене перед ледником            4300 метров
2 лагерь выше ледника                        5300 метров
3 лагерь на седловине за вершиной Раздельная 6100 метров

Юрта-столовая в базовом лагере.

Краски Памира

На следующий день, 28 июля, мы сходили на снежную вершину пика Петровского 4780 метров. Болела левая ступня из-за травмы, правая затекала в новых высотных ботинках от «La Sportiva», устал, но до вершины мы дошли, несмотря на грозу и град в начале восхождения. Я ещё подумал, это всё равно, что приехав в Шамони на 3 день сходить на Монблан.
С вершины должен был хорошо просматриваться наш маршрут восхождения, но в это день часть его было затянуто облаками. Увидели только лагерь 2 и вершину Раздельная.

На пути к пику Петровского
 Вечером в юрте-столовой послушали рассказы вернувшихся с горы. Пара немцев не дошла до вершины 50 метров, бельгиец с англичанином шли 10 часов до вершины, и 3 спускались. Подумалось, смогу ли я столько времени продержаться на ногах на большой высоте? Я ведь ещё не бывал выше 5600 метров.
 Погода в этот вечер стояла ужасная. Снег, дождь, град. Женя, начальник базового лагеря, выставил на каждый стол по бутылке водки, заметив, что это горы плачут о погибшем в этот день в трещине московском альпинисте. Он с товарищем отошёл с тропы на леднике на несколько метров, и снежный мостик, скрывавший трещину, не выдержал, и они оба провалились. Товарищ по связке остался жив. Они вышли на ледник под вечер, когда снег уже подтаивает. Может это и привело к несчастному случаю.

29 июля. Отдыхали. Прогулялись до луковой поляны. Говорят, что на этой поляне самые большие в мире заросли дикого лука. Раньше здесь ставили базовые лагеря, а теперь это охранная зона. Много видели сурков. Они тоже теперь под охраной. Но, видимо, вековая охота на этих безобидных зверьков сделала их очень пугливыми, и сфотографировать этих симпатичных зверьков с близкого расстояния нам не удалось.
Встретилась мне на поляне родиола розовая, с которой я познакомился на берегу Баренцева моря. Это растение используют как биостимулятор и охотники в тундре, и пастухи в горах. Можно жевать корень, а можно настаивать в кипятке.

Гена присматривается к пику Ленина.

Памятный камень погибшим под лавиной в 1990 году.

Луковая поляна после снегопада.

30 июля. Всю ночь шёл снег, насыпало столько, что некоторые небрежно установленные палатки раздавило слоем этого снега.
  Мы в этот день переходили в лагерь 1 на высоту 4300 метров.
Здесь ещё переноска вещей сито недорого – 2 доллара за килограмм, и мы двинулись через перевал Путешественников налегке, тяжёлые вещи перевозили выносливые киргизские лошадки.

Путь занял у нас 4 часа. Здесь также как и в базовом лагере, у каждой фирмы своё место под лагерь с отдельной столовой. В первый же приём пищи мы отметили, что здесь нас кормят лучше, чем внизу. Мы провели здесь несколько дней, и благодаря заботам повара Бахадыра и его дочерей наши силы быстро восстанавливались после акклиматизационных выходов.
Погода пока нас не радовала. Но уже хорошо было то, что на этой высоте уже дождей не бывает.
В этот день вечером в столовой лагеря фирмы "Аксай трэвел" отмечали день рождения Люды Коробешко. Были песни под походную электрическую гитару Сергея Кофанова. Я заметил, что в горах знакомые песни звучат по-другому, и праздничный концерт затянулся за полночь. Нашлись люди, ревнители тишины, которые, хотя и оценили мастерство исполнителей, но которым предстоял ранний подъём для перехода в верхние лагеря, и артисты и зрители переместились в наш лагерь, менее населённый.

Лагерь 1.

Наша столовая

Красота!

31 июля. День акклиматизации. Вышли на ледник, проверили снаряжение, попрактиковались в преодолении трещин в связках.
Вечером, в столовой узнали, что группа греков, которая живёт в нашем лагере, собирается тащить на восхождение бутилированную воду. При том, что стоимость переноски груза в лагерь 2 7 дол., а в лагерь 3 - 12 дол. За килограмм. С ними идут наши гиды, а руководитель у них – человек, побывавший на Эвересте. Они долго и импульсивно спорили каждый вечер о тактике восхождения. В результате их многочисленная команда выше 2 лагеря не поднялась. Самыми упорными в их команде оказались 2 женщины, которые не хотели отказываться от восхождения.

1 августа мы вышли рано утром в лагерь 2 – 5300 метров. Рано – чтобы пройти по леднику, пока снежные мосты ещё подморожены ночным морозцем. Шли в связке. Палатки после трагедии 1990 года, когда лавина снесла весь лагерь, ставят выше так называемой «сковородки». Менее комфортно, тесновато, но более безопасно.
Этим летом фирма Маммут проводила эксперименты с препаратами и людьми, их употребляющими на высоте. Поэтому в лагере я насчитал около 80 палаток различных производителей и марок. Прямо выставка снаряжения. Маммутовцы организовали даже биотуалет, в который простым смертным был вход запрещён. Но, благодаря им, тропа во второй лагерь была в хорошем состоянии.
  Пока мы с Геной размещались в палатке, Юра накопал 2 полиэтиленовых мешка снега, и через час мы уже ели приготовленную кашу фирмы «Гала-Гала». Ещё брали сублимированные продукты «Быстров». Готовили на 2 горелках, а баллона с газом обычно хватает на 1 человека при3 –разовом питании на 2 дня.
  Здесь я уже почувствовал высоту, немного болела голова. Мы с Людой поднялись не спеша выше лагеря на 100 метров, и к вечеру уже было легче. Я пользовался  рекомендациями Похвалина по облегчению жизни моего организма на высоте. В общем эксперимент удался, если остался жив и здоров.
  Ну а простые рекомендации по лучшей акклиматизации это:
1 активная работа в лагере или подъём чуть выше отметки ночёвки.
2 Парацетамол.
3 Аспирин, растворённый в воде.
  Вечером «для повышения кровообращения в голове», перед сном сыграли несколько партий в дурака. Не смотря на принятые мной препараты, кровообращение так и не смогло у меня восстановиться, и мне постоянно приходилось тасовать карты. Хотя скорее «дурак - он и на высоте – дурак».
Всю ночь дул сильный ветер, заметая в нашу палатку снег.

Дорога по леднику.

Справа виден лагер2. Слева вершина Раздельная.

Наши гиды и товарищи по команде Юрий Лябин и Людмила Коробешко

2 августа
  Встали рано, в 6 часов. Люда с Юрой натопили водички, пока мы вчерашним кипятком развели кашу и позавтракали, залили новую воду в термоса и пошли наверх.
  Ветер дул 60 км в час, до вершины Разделная мы не дошли, и с высоты 6000 метров спустились в 1 лагерь.
  В этот холодный день многие покинули лагерь 3.

3 и 4 августа мы отдыхали в лагере 1.
  В первый день я прогулялся по морене, пофотографировал сераки, посидел у горного ручья.

Во второй день мы с Геной сходили к подножью ледника, на который гора стала выносить останки лагеря снесённого лавиной. Прошло уже 20 лет после этой трагедии. Мы находили горные ботинки, помятый котелок, канистру под бензин, множество пустых консервных банок, обрывки палатки. На Луковой поляне выделили место под большим камнем, где будут захоранивать тела, которые вынесет ледник. На нём уже установлена табличка с именами погибших и сложены некоторые найденные вещи.

Маршрут восхождения в этот день хорошо просматривался.

Вечера мы проводили за картами. Но и в преферансе, на более низкой высоте моим мозгам «не хватало» кислорода. Большую часть пулек я заканчивал в минусе. Но, усиленное кровообращение в голове замедлило течение горной болезни и к выходу на гору мы чувствовали себя все достаточно хорошо.
  С группой немецких альпинистов, которые провели 7 дней в лагере 6300, пережидая непогоду, но так и не сходившие на вершину, мы играли в незнакомую мне до этого игру под названием «крокодил». Команда загадывает слово, и капитан сообщает его на ухо одному из игроков команды соперника. Тот должен пантомимой показать значение этого слова так, чтобы остальные игроки как можно быстрее отгадали его. Правильность догадок он тоже подтверждает пантомимой. Было довольно весело.

5 августа мы вышли на восхождение ночевали в лагере 2.

Внизу лагерь 2

6 августа мы поднялись на вершину Раздельная 6300 метров и спустились на седловину, высота 6100 метров, где нашли засыпанные снегом палатки. С погодой нам везло. Было холодно, но снег не шёл.

Привал перед подъёмом на Раздельную

Лагерь 3. 6100 метров.
Я уже на вершине почувствовал себя не важно. Немного помог разбирать палатки от снега, а потом поднялся ещё раз на вершину, чтобы уменьшить боль в голове. На ужине высказал свои опасения по поводу своих шансов на завтрашнее восхождение на пик ребятам, сказал о своей неуверенности, боясь подвести команду, но Люда уверила, что шансы всегда есть и стоит их попытаться использовать.

Ещё одно лирическое отстурление

В Питере многие мои знакомые считают меня монстром, занимающимся экстремально опасными для жизни видами отдыха. Но, сам я, попадаю в среду, где эти самые монстры встречаются, постоянно оказываюсь в последних рядах. Я ничуть этим не обеспокоен. Мои многолетние употребления алкоголя и никотина практически превратили меня в больного человека (это не для врачей). Поэтому и в группах мне бы хорошо быть параолимпийских, но мне пока лучше находится в последних рядах здоровых людей.
  Если по порядку.
  Дайвингом я начал заниматься давно, но постоянно чувствую, что дискомфорт в воде, трудно приспосабливаюсь и держу плавучесть. То есть не получается чувствовать себя естественно.
  В прошлом году Константин Лисин попытался сделать мне в Шамони комплимент, что я хорошо катаюсь на лыжах. На что я показал на людей, которые проносились мимо нас по леднику и сказал, что: « Да, среди своих ровесников, сидящих в офисе в Питере может быть, но здесь, в горах, вряд ли". Он согласился.
  Есть протоколы забегов пробега Пушкин-Петербург, где я в своей возрастной группе занимаю призовые места с конца. Хотя уже 5 лет регулярно бегаю. Бывает даже по 2 часа.
  Про мой стаж в яхтенном деле и мой опыт вообще не стоит говорить. Я ещё в начале пути.
  Про альпинизм отдельная история. Несколько лет назад я прочитал в интернете, что на Монблан способен зайти любой здоровый человек. Я в то время знал, что я болен алкоголизмом, но уже начал вести здоровый образ жизни. Пить и курить бросил.
А на проверке оказалось, что я не смог подняться выше 4300 метров. Значит, от здорового человека меня отделяли ещё 500 метров высоты. Мимо нас проходили юноши и девушки, английские пенсионеры польские студенты, а я не мог выговорить и слова, впервые у меня от усталости язык стал заплетаться. Кстати, у Вали даже дыхание не сбивалось. После спуска Валера Бабанов предложил попробовать ещё раз через год. Я начал готовиться – бегать. И сейчас бегаю, в последних рядах.

7 августа

Поднялись мы в 4 часа утра, а вышли на гору в 5-30. Время на высоте имеет своё измерение. На каждое простое действие приходится затрачивать больше усилий, чем внизу, холод, нехватка кислорода. Это была моя первая ночёвка на такой высоте, и, конечно, сон был довольно условный.
На восхождение я одел всё, что у меня было. Термобельё, куртка из полартека 50, куртка 200, куртка из гортекса и сверху пуховка. Обычно я сильно потею, но в этот раз за весь день мне ничего не хотелось скинуть из одежды. Холод и ветер. На самом крутом участке подъёма, «ноже», нам встретились американская тройка с гидом Скоттом, побывавшим и на Эвересте и на Мак-Кинли. Они спускались вниз, не дойдя до вершины. Замёрзли.
  Начало подъёма крутой склон до высоты 6400 метров. Поэтому некоторые команды предпочитают ставить ещё один лагерь, чтобы в день штурма его не преодолевать. Там мы и встретили группу Сергея Кофанова. Серёга в это время уже сообщал по рации, что они заканчивают экспедицию и спускаются вниз. У одного из гидов начался отёк мозга, и вместо восхождения получилась спасательная операция. На своём сайте Сергей подробно описывает, как всё происходило. http://www.sergeykofanov.ru/news/2009/n49/
  Мы прошли дальше. На «ноже» были уже верёвки, за которые мы держались при подъёме на крутом склоне (жумары не пригодились), и за которые мы страховались при спуске.
  На одном из бесчисленных бугорков мы встретили немца, который заставлял спускаться державшегося ещё на ногах корейца. Он провёл холодную ночёвку на вершине. Позже нам рассказали историю, что денег на восхождение он получил от спонсора, и когда его товарищам по команде стало ясно, что дотемна они не успеют вернуться в лагерь, трое повернули вниз, сказав своему руководителю, что если ему надо, то пусть идёт один. Он и пошёл. Хорошо, что он был одет в хороший пуховой комбинезон, высотные ботинки, но ночь на таком холоде и высоте дала о себе знать. Когда мы возвращались с вершины, он уже не мог идти, и Юра Ляпин активно включился в организацию его спуска.

Лирческое отступлепние на тему :Зачем люди ходят в горы"
  Есть два классических ответа:

Потому, что они есть. Мэллори

Потому, что там не задают таких вопросов. Райнхольд Месснер.

Мне оба ответа нравятся.

Но на самом деле, каждый человек особенная личность, и у каждого есть своя причина. И тем интереснее и разнообразнее публика, собирающаяся в базовых лагерях. Свой резон был видимо и у корейца.
Кому интересно, вот здесь есть интересное сочинение на заданную тему

Книжку Бонингтона «В поисках приключений», где автор пытается выяснить мотивировку людей, затеявших самые известные авантюры века, у меня взял почитать Андрей Собенников, с которым мы познакомились в походе на яхте. Через некоторое время он звонит мне и спрашивает: "Собираюсь я ли я в этом году на Эльбрус?» Может быть, он нашёл в ней ответ.

Ну а я, выйдя на снежное поле, с которого можно было увидеть бугорки, за которыми, в свою очередь, уже могла быть видна вершина, уже начал подбирать для себя оптимальный темп ходьбы. Попросту говоря, начал отставать от шедших впереди Юры и Гены. Люда замыкала нашу процессию. Я уже делал на каждый шаг 4 вдоха-выдоха и в таком темпе добрался до вершины.
  Кроме нас в этот день на вершине побывали группа немцев, турки, которые фотографировались с национальным флагом.
 Снимать кино и фотографировать на вершине у меня уже не было сил, за меня это сделала Люда.

На вершине. 7134 метра.

8 августа спустились в лагерь 1.
Самая приятная часть экспедиции это возвращение. Поздравления от идущих вверх, встреча в лагере специально приготовленным по такому случаю тортом. Расспросы и рассказы.

9 августа
  В этот день мы успели спуститься в базовый лагерь и доехать до Оша. Приятно после недельного пребывания на высоте опять услышать писк сурков, щебет птиц, увидеть зелень и вдыхать и пить богатый запахами и кислородом воздух альпийских лугов.
Мы поделились своими фотографиями, поблагадарили и попрощались с хозяевами лагеря. Особо тёплые слова благодарности были сказаны нашему гиду Юре.
К вечеру мы были в Оше. Несмотря на частые остановки от проколов колёс.
  У нас оставались в запасе, неиспользованные на случай непогоды, дни, и Геннадий решил присоединиться к моей поездке на Иссык-Куль.

Праздничный обед

Просто красивые и необычные горные образования, которые я заметил на спуске в базовый лагерь.

До базового лагеря осталось полчаса хода. Здеь уже можно расслабиться.

• 1
Здравствуйте. Очень интересный рассказ. Искренне. Я в этом году поднялась на Эльбрус. Теперь думаю о следующей вершине. Много сомнений.Один из вариантов как раз пик Ленина.

Рад новому знакомству.
Если хотите попробовать высотный альпинизм, то пик Ленина - наиболее подходящая гора.
Но, по статистике поднимаются не более 30 процентов, потому что представляют, что это такое, и не достаточно готовятся.

Готов ответить на вопросы, порекомендовать компанию, где можно найти квалифицированных гидов.