Заметки о нашем походе Александра и Татьяны
Портрет

Привет доблестной команде "Senza Confini" от гостей из Нижнего Новгорода

(Тани и Саши Александровых).

Мы были в составе экипажа на первом этапе путешествия (от Сицилии до Санремо).

Попробуем, по просьбе-предложению капитана,  дополнить его рассказ своими впечатлениями (основные события в хронологической последовательности уже изложены Сергеем в этом журнале).

Во-первых

мы сожалеем, что недостаточно хорошо удалось подготовиться к путешествию:

- Полное незнание итальянского и французского (на этот случай необходимо было хотя бы запастись карманными разговорниками) и слабое знание английского (сами объяснить что-то элементарное могли с трудом, иногда переходя на язык жестов, а вот понять, что тебе отвечают на «живом» языке - не всегда). Все это вызывало в некоторых ситуациях затруднения (так было в аэропорту Палермо, когда по прилету потеряли нашу сумку, в аэропорту Генуи (нам объясняли, что для нас гораздо удобнее вылететь другим рейсом), а также в некоторых ситуациях на городских экскурсиях и при посещении музеев. Хорошо, что в большинстве случае с нами были Сергей и Миша, и их знание языка помогало при «разруливании» ситуаций, за что им спасибо.

Здесь вспоминается забавный случай в Риме. Мне нужно было переписать фото с переполненной флэшки на DVD-диск, а подходящих заведений все не попадалось. Мы попытались узнать, где это можно сделать в одной из сувенирных лавок. Из моих объяснений хозяину магазина стало понятно только то, что мы русские. Нас отвели через дорогу в одно из соседних заведений, где у продавца было больше опыта общения с русскими туристами. Он любезно нам помог, используя свой компьютер, мы купили у него календарики и открытки и расстались друзьями.

Вообще итальянцы (не всегда итальянской национальности), по крайне мере те, с кем мы общались, достаточно дружелюбны и приветливы к туристам. Скорее всего, кроме теплого климата, это объясняется и тем, что их благосостояние в значительной степени и зависит от туристов.

- Еще мы жалеем о том, что перед поездкой не достаточно подробно изучили достопримечательности и историю тех мест, где предполагалось побывать. А так как, согласно заранее разработанному плану-графику похода и по общему желанию его участников, программа была насыщенна до предела (с тем, чтобы посмотреть как можно больше), время на то, чтобы изучать подробности, а зачастую просто выяснить- «что это?» просто не было. Поэтому сейчас приходится некоторые интересные вещи разыскивать в интернете или книжках, как бы путешествуя во второй раз.

Итак, некоторые впечатления:

• Таормина – маленький городок на севере Сицилии (между Мессиной и Катаньей), куда мы приехали на машине в самом начале путешествия, до «погрузки» на яхту. Запомнился в первую очередь античным греческим театром под открытым небом. Подобие римского Колизея, но гораздо более древний. В качестве «декораций» сцены – вид на знаменитый вулкан Этна. Прекрасный вид! Всем советуем побывать. Кстати, театр, судя по восстановленной деревянной сцене и сиденьям, до сих пор используется по назначению (видимо это проведение концертов, фестивалей и т.п.).

Улицы городка – непрерывная цепь сувенирных лавок, магазинов, кафе…, в общем все для туристов. Здесь можно купить разнообразные местные сувениры (и что интересно, в большинстве случаев не китайского производства), например керамику, знаменитые марципаны в виде фруктов (такие красивые я видел только здесь).

• Остров Вулькано  - один из группы Липарских отровов, расположенных к северу от

Сицилии, второй пункт нашего путешествия.

К нему мы подошли на яхте и встали на якорь. На берег перебрались на «Тузике» (резиновой лодке с мотором). Основная наша цель - забраться на вулкан до захода солнца (действующий, хотя и полупотухший вулкан высотой около 900 м). Поэтому мои попытки искупаться в серных грязевых ваннах на здешнем пляже и приобрести местный сувенир из лавы были решительно пресечены из-за того, что у нас не было времени на «всякую ерунду».

Сам подъем для нас с Таней с непривычки был тяжеловат, но, спасибо капитану темп был выбран щадящий (я успевал даже щелкать фотоаппаратом). Отдыхали только на специальных промежуточных площадках (их 3 по дороге на вершину). На последней такой площадке сидела тетя и продавала билеты на вершину (3 евро). Нас это немного удивило. Пока покупали билеты,  с вершины спустили на носилках пожилую туристку из немецкой группы (мы думали, что стало плохо с сердцем, но оказалось – просто подвернула ногу). Немка оживленно что-то  говорила своим спутникам (то ли делилась впечатлениями, то ли  давала указания о том, как именно ее нужно нести).

Несмотря на увиденное, мы рванули на вершину (самый крутой участок) и были на ней минут за 15 до захода солнца. Едва успели осмотреться и сделать фото.  Вид с вулкана на море и острова непередаваемый.  Кратер вулкана дымится желтым дымом с сильным запахом серы.

Спуск занял гораздо меньшее время, чем подъем, хотя уже сгущались сумерки. Добравшись до яхты (кто на лодке, кто вплавь) тут же снялись с якоря. Курс на о. Стромболи.

• Остров Стромболи  - действующий вулкан (2-й в Европе после Этны). Извергается только ночью (примерно с 24-00 до 4-00). Поэтому мы так и торопились уйти с Вулькано.

Наблюдали извержения с яхты, дрейфуя в нескольких милях от острова. Видно хорошо, особенно в бинокль. Сами извержения – это выбросы дыма и раскаленных камней, катящихся с грохотом с вершины в море.  Длятся они секунд 10-15 с интервалом примерно в 10 минут.  Первый раз в жизни видели работу вулкана. Впечатления конечно незабываемые, хотя  я ожидал более грандиозного зрелища. (Интенсивность извержений не одинакова по времени и, возможно нам немного не повезло).

• Остров Капри – говорят, что это самый «крутой» курорт Италии. Особого шика мы не заметили (все здания 2-3 этажные (видимо это связано с сейсмичностью района) и все белого цвета с плоской крышей), но природа действительно очень красивая.

Мы ошвартовались в главном порту Марина Гранде. В центр города Капри поднялись на фуникулере. Далее нам нужно было во второй город острова – Анакапри. Туда можно попасть либо по шоссе на автобусе, либо по крутой Финикийской лестнице, вырубленной в скалах еще до нашей эры. Мои робкие надежды на  первый вариант разбились о мнение большинства членов

команды («только по лестнице»).  Найти эту самую лестницу оказалось делом непростым, поскольку нормальные люди по ней не ходят. Обратились к местным полицейским (карабинерам).

Те, выяснив в чем дело, настойчиво показывали в сторону автобусов и качали головами.

Однако мы остались при своем мнении. Выслали вперед разведку (Сергея и Мишу, как наиболее подготовленных). Те, побегав по острову лестницу нашли. Подъем занял около двух часов. Количество ступенек, как я потом выяснил-881. Зато мы видели то, что не видно из автобуса. На одной из промежуточных площадок, переводя дух и оглядываясь, я с удивлением заметил спортивный тренажер.

Запомнилось обилие и разнообразие растений на острове (пальмы, кактусы, цветы, виноград лимоны-апельсины, и много неизвестных). Все это непривычно больших размеров и все с любовью ухожено. А ведь остров - сплошные скалы и все это выращено скорее всего на привозной земле, засыпанной за подпорные стенки из бутовой  кладки, которые мы поначалу приняли за ограды.

Ходили на пляж в Капри. Несмотря на теплую погоду (вода явно больше 20º) купались только я и еще трое поляков. Видимо купальный сезон здесь считается закрытым.

Очень интересен Голубой грот на берегу моря (одна из главных достопримечательностей), куда мы отправились на яхте, надеясь спустить лодку и самостоятельно провести экскурсию. Однако выяснилось, что и эта экскурсия платная. Пришлось пересаживаться в специальные лодки с сопровождающим. Узнав, что мы русские, местные мужики очень обрадовались и тут же все организовали. Видимо всех русских здесь считают очень состоятельными людьми. (они нам сообщили, что рядом находится вилла Абрамовича и, видимо надеялись, что наша щедрость «не будет иметь границ»).  Пройти узкий вход в пещеру на лодке можно только если лечь на ее дно. Я еле успел это сделать, рискуя разбить голову. Внутри вода в пещере светится необычайно красивым голубым цветом (видимо это эффект отражения солнечного света, падающего из входного отверстия на белое дно). Заработав веслами, наш «гондольер» громко затянул какую-то неаполитанскую песню. Надо сказать, что в сочетании с мраком пещеры и светящейся водой эффект был неожиданно пугающим. Не успели мы насмотреться  на этот волшебное свечение и нащелкаться камерами, как были извлечены обратно на божий свет. Наш «мачо» стал просить еще денег (видимо за вокал). Я дал ему 3 евро, но по его лицу понял, что он был о нас гораздо лучшего мнения. Незнание языка не дало мне возможности объяснить ему, что между мной и Абрамовичем «две большие разницы».

• Остров Понза.  Живописные скалы и сам городок очень симпатичный. Разноцветные домики, голубого, розового, белого и желтого цветов, пастельных тонов. Наконец-то купили здесь свежей рыбы на уху. К нашему удивлению купить рыбу в Италии не просто (места надо знать). В обычных магазинах и супермаркетах она не продается. Видимо это связано с тем, что продается именно непотрошеная свежая рыба и покупать ее нужно утром в специальных магазинах или рынках.

Осматривая прибрежные скалы мы обнаружили интересный большой грот с входом со стороны моря. Внутри грота явно видны следы деятельности человека. Лестницы, вырубленные в скале, ниши для скульптур или фресок, по центру пещеры – прямоугольный затопленный бассейн со ступенчатыми бортами. Из грота идут несколько извилистых тоннелей в сторону города.

По прибытии домой я искал в интернете что-нибудь об этом месте, но безуспешно.

Рискну предположить, что мы видели сохранившуюся часть римской термы – бассейн с морской водой (Понза была Римской провинцией во времена Империи).

Из бассейна идет канал прямоугольного сечения в сторону моря. Вероятно с помощью его происходила частичная замена воды в бассейне при приливах-отливах.

• Рим.  Описывать впечатления от «Столицы мира» выше моих сил. Рим грандиозен, прекрасен, и удивительно разнообразен. Это и разрушенный античный Рим и центр христианства и барочный Рим и современный мегаполис. Можно почитать о Риме  книжки, но лучше увидеть все своими глазами.

Особенно поразили собор Святого Петра и музеи Ватикана (в т.ч. знаменитая Сикстинская капелла)

Несмотря на то, что у нас было 3 дня на Рим, этого времени хватило лишь на то, чтобы бегло осмотреть его главные сокровища (пройти с открытым ртом мимо фресок Микеланжело и Рафаэля, скульптур, известных еще по школьным учебникам истории (Лаокоон, Аполлон, Пьета…), заглянуть в Колизей, подняться на Капитолийский холм, побродить по улицам и площадям.

• Корсика.  Запомнился  город Аяччо с его красивой набережной и памятниками Наполеону (это его родина), город Кальви (это уже родина Колумба (правда по другим сведениям родиной Колумба называют и Геную и Барселону)). В Кальви очень внушительно смотрится древняя цитадель.  Незабываемые впечатления остались от поездки на машине по северу острова, с посещением Бастии. Запомнилась суровая красота здешних скалистых мест и запахи специй, идущие от местных трав и кустарников.

На стоянке в Кальви со мной произошел неприятный случай. На море был приличный шторм и волнение ощущалось даже в закрытой марине. Яхта была надежно раскреплена на швартовах, но «гуляла» то приближаясь, то отдаляясь от причала с амплитудой в 0,5 м. Мы собрались с Таней в город. Я перевел ее по трапу на причал, а затем, решив не беспокоить остальных ребят, остававшихся пока на яхте, убрал трап и прыгнул на причал. За долю секунды до прыжка яхта в очередной раз отодвинулась от причала, я «недопрыгнул» и оказался в воде. На палубу вышел капитан (видимо ругаясь про себя страшными словами), подал мне руку и приказал спустить стремянку, которая  долго не отвязывалась по той причине, что привязывал её опять же я и неправильно завязал морской узел. Всю эту картину невозмутимо наблюдали англичане с соседней яхты, пившие кофе на палубе и едва повернувшие в нашу сторону головы. Зато из другой яхты тут же выскочили итальянцы и пытались как-то помочь. Меня мокрого кое-как выволокли на палубу.  Так что поход в город пришлось отложить. Самое обидное, что был безнадежно замочен фотоаппарат, висевший у меня на поясе.  После этого случая я несколько ночных вахт учился вязать морские узлы по книжке, выданной мне капитаном (думаю и сейчас смогу завязать прямой, выбленочный, беседочный и штык с обносом) и на берег сходил только по трапу.

• Сан-Ремо – шикарный курортный город. Очень красивая набережная с роскошными гостиницами, пальмами, кактусами и множеством цветов (несмотря на октябрь).

Интересно было прогуляться по старым кварталам города. Улицы и переулки очень узкие (местами чуть более метра). Заглянули в местные магазины – все непривычно дорого. Например приглянулись летние ботинки за 10 евро, оказались китайские. Покупать не стал. Такие же, но итальянского производства стоят от 80 евро и выше. В итоге купили открытки и магнитики.

• Ницца – «жемчужина Лазурного побережья», богемный курорт. Город элиты, художников, писателей, музыкантов.  К сожалению, впечатления от города были смазаны непрекращающимся дождем и нехваткой времени. Пробежались по знаменитой набережной и кварталу антикваров. Эх, пожить бы с годик в этой самой Ницце да рассмотреть все хорошенько! Побродить по городу и окрестностям, по музеям. Ведь в этом городе жили Ренуар, Матисс, Пикассо, наш Шагал…

• Монако (Монте-Карло)  -  Потрясает роскошными отелями-дворцами, ресторанами и магазинами, в которые страшно заходить. Мраморные тротуары. Все очень богато до неприличия. Мы почувствовали себя чужими в этом городе.

Запомнилось, как мы  всей командой искали туалет среди этих сверкающих витрин и смогли его найти только зайдя в ресторан при знаменитом казино Монте-Карло. Скромно отужинав в ресторане мы осмелели и решили посетить само казино (разумеется с целью наживы).

По предъявлению паспортов нам выписали именные билеты, заставили сдать в гардероб рюкзаки и фотоаппараты и пропустили в это гнездо разврата.

Внутри роскошь подавляющая.  Покруче, чем в любом дворце-музее. Таня от избытка впечатлений так переволновалась, что ей стало плохо и пришлось ее выводить на свежий воздух.

Видя такое дело Сергей быстро «просадил» 10 евро автомату, поставив все на выигрыш и мы с облегчением покинули заведение (все таки отметились!).

В общем, впечатлений много и в основном положительных.

Остались в памяти и сами переходы на яхте. Все для нас тоже было ново и интересно. Даже приличную качку и большой крен яхты при поставленных парусах мы перенесли почти нормально (Таня пролежала почти не поднимаясь только один день).

При поездках  на автомобиле вдоль побережья  удивило количество тоннелей.

Поскольку берега скалистые, на отдельных участках вообще нет обычной дороги, тоннель переходит в эстакаду и наоборот.

С удовольствием купались в открытом море (прямо с яхты).

Интересно и полезно было общение с членами команды (Сергеем, Мишей, Юрой и Борисом).

Думаю, что их разговоры со мной о вреде курения, пользе физических упражнений и правильного питания не прошли даром и дадут свой результат. По крайней мере я все это помню.

Всем большое спасибо за помощь, особенно Сергею. Было приятно познакомиться и пообщаться.

Привет всем настоящим, будущим и прошлым членам экипажа.

Таня и Саша Александровы.                          Н.Новгород  05.11.2009.

• 1

Артур "Ленин" 20001001@mail.ru

(Anonymous)
Таня и Саша, спасибо за живой рассказ - мы, к сожалению, не повидали многого из того,что давелось увидеть Вам, на первом этапе похода. Но, в дополнение к отчетам Сергея, ваши воспоминания позволили нам как-бы наяву побывать вместе с вами!
Большое спасибо!
А теперь-маленькая зарисовка.
Берем круглое яблоко и мысленно режем его пополам - это Амфитеатр.
Берем половинку яблока и его режем пополам - это Театр.
А если целое яблоко как бы расстянуть - то это Цирк (он же - ипподром, место "для ристалищ колесниц").